Арифметика для университетов - Образование - zn.ua

Арифметика для университетов

11 апреля, 2008, 13:37 Распечатать

В «ЗН» (№ 12, 2008 г.) опубликованы тезисы доклада министра образования и науки Украины Ивана Вакарчук...

В «ЗН» (№ 12, 2008 г.) опубликованы тезисы доклада министра образования и науки Украины Ивана Вакарчука на итоговой коллегии МОН под названием «Высшее образование Украины — европейское измерение: положение, проблемы, перспективы».

Общее впечатление от этого текста — министр в полной растерянности, плохо владеет ситуацией, не видит путей выхода из создавшегося безобразного положения с высшим образованием и заклинает своих подчиненных (ректоров и др.) хоть как-то ему помочь, в частности путем написания хороших отчетов. Это, кстати, понятно и министру можно даже посочувствовать. Однако, отставив в стороне общие слова и планов громадье, попытаемся проанализировать те немногие цифры, которые приводит министр.

Известно, что есть наука и есть статистика. Но все же до определенной степени. Даже многомудрый отец языкознания и всех остальных наук после фиаско с довоенной переписью населения понял, что волюнтаристски свести концы с концами в статистике практически невозможно. Был найден замечательный выход из ситуации — повесить на статистические отчеты гриф секретности, сравнимый по строгости с грифом секретности атомного проекта.

Переходим к немногим конкретным данным, приведенным в докладе и поддающимся проверке. Министр утверждает, что в Украине имеется 934 вуза I —IV уровней аккредитации со средним количеством студентов 6600. Несложный расчет показывает, что в Украине имеется примерно 6 млн. студентов вузов, не считая спрятавшихся в других аккредитациях, а также в «отделенных структурных подразделениях вузов», составляющих головную боль министра. По переписи населения 2001 года (htttp://www.ukrcensus.gov.ua) в Украине проживало 14,2 млн. человек в возрасте 10—29 лет, из них 67,2% составляло городское население. Считая долю городского населения не зависящей от возрастной группы, получим 9,5 млн. человек данного возраста, проживающих в городах. Сузив возрастную группу учащихся вузов с 10—29 лет до более правдоподобных 17—27 лет, получим, что все городское население Украины в возрасте 17—27 лет как раз и составляет те 6 млн. человек, которые являются подопечными министра Ивана Вакарчука. Как говорится — слишком хорошо, чтобы быть правдой.

Приведенный пример вольного обращения с фактическими данными подтверждает общее впечатление о неразберихе, царящей в ведомстве министра Вакарчука, заставляет усомниться в адекватности проведенного им анализа, а также продуманности и разумности предлагаемых инноваций.

Следующий вопрос — почему стала возможна эта ситуация с высшим образованием, когда «почему-то не доверяют за границей нашим бумажкам из многочисленных вузов и вузиков, разбросанных по территории Украины»?

По этому поводу можно многое сказать, но лучше приведу один пример.

Лет 30 назад, то есть «во времена теперь былинные», в Киевском госуниверситете (единственном в те времена в г. Киеве) служил главным бухгалтером Иван Афанасьевич. Понятно, зачем руководители всех рангов ходили тогда и ходят сейчас на поклон к главному бухгалтеру. Да и риторика тех времен не очень отличалась от сегодняшней. «Мировые научные достижения, благо университета и Украины в целом» и тому подобное. Иван Афанасьевич никогда не перебивал, внимательно слушал, но ответ был всегда один: «Нема грошей». При этом прошу учесть, что отвечал он на отличном государственном языке.

Как же обстоят дела с деньгами в МОН в настоящее время? Как явствует из доклада, в 2008 году выделенные средства будут увеличены и достигнут 11,2 миллиарда гривен. Несложные подсчеты показывают, что в этом случае на каждого из шести миллионов студентов приходится 400 долларов в год. На этом можно поставить точку. Обучение одного студента в хорошем университете сегодня стоит 35—40 тысяч, а в не очень хорошем — 20 тысяч долларов в год. Думаю, что некоторые чиновники МОН знают эти цифры, оплачивая обучение собственных детей. К тому же нужно учесть, что это реальные деньги, затраченные на обучение, и университеты не получают свою прибыль из этих средств. Университеты зарабатывают деньги другим способом. Нигде, в том числе и в Украине, невозможно организовать качественное университетское образование на меньшие средства. Таким образом, будь министр и ректоры хоть семи пядей во лбу, без реальных структурных перестроек цели, поставленные министром, нереальны.

Как следует из элементарной математики, увеличить дробь можно либо увеличив числитель, либо уменьшив знаменатель. Следовательно, любые структурные перестройки ведомства в конечном итоге должны быть направлены либо на увеличение ассигнований (что, видимо, невозможно), либо значительное, на порядки, уменьшение количества студентов. Третьего не дано. Только в этом случае станет возможным «создание крупных университетов с солидной научной базой и мощным профессорско-преподавательским составом», как совершенно правильно ставит задачу министр Иван Вакарчук. Перспективы, на первый взгляд, страшные — уменьшение в десятки раз числа студентов и закрытие некоторых вузов вообще. Однако такой шаг автоматически решает сразу несколько важнейших задач. Повысится престиж высшего образования, исчезнут десятки тысяч липовых инженеров, заполняющих тысячи контор, к инженерному делу никакого отношения не имеющих. Повышение престижности университетов, заставит сами университеты вести борьбу за таланты и противостоять коррупции. Принимать идиотов за взятки станет просто невыгодно. И вообще, жить по совести и не врать намного приятнее, чем делать обратное. Многие просто никогда не пробовали.

В заключение хочу подчеркнуть, что я сознательно не останавливался на частностях типа того, что не все подведомственные МОН вузы требуют солидной научно-экспериментальной базы и мирового уровня профессоров для обучения студентов. Это детали, которые могут облегчить перемены, но не изменить их суть.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно