Агенты изменений, которые не хотят изменений

28 февраля, 10:00 Распечатать Выпуск №1284, 28 февраля-6 марта

Директора школ хотят отменить приказ о реагировании на буллинг.

© krygschool.blogspot.com

Следует порадоваться, что 18 февраля вступил в силу приказ Министерства образования и науки Украины от 28.12.2019 года № 1646, которым утверждены Порядок реагирования на случаи буллинга, то есть травли (далее — Порядок реагирования) и Порядок применения мер воспитательного влияния. Его появление означает, что отныне школы не смогут закрывать глаза на факты травли в их стенах, не отделаются отпиской — дескать, "благодарим, приняли во внимание", а на случай буллинга будут иметь четкий алгоритм действий, которого обязаны придерживаться.

Настоящий приказ принят по требованию Закона "Об образовании" (ст.64), где указано: "Центральный орган исполнительной власти в сфере образования и науки (то есть МОН) разрабатывает и утверждает план мероприятий, направленных на предотвращение и противодействие буллингу (травле) в учебных заведениях, порядок реагирования на случаи буллинга (травли), порядок применения мер воспитательного влияния".

Родители поддержали появление министерского приказа о реагировании на буллинг. Ведь бывают случаи, когда руководители школ предпочитают не выносить сор из избы. Мы получаем много сообщений от родителей, как трудно им бывает добиться, чтобы школа не оставалась в стороне от фактов травли их детей и должным образом реагировала.

Приказ о реагировании на буллинг согласовали уполномоченный президента Украины по правам ребенка, глава Национальной полиции, руководитель Секретариата уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека и четыре министра. 3 февраля 2020 года приказ зарегистрировали в Министерстве юстиции Украины под № 111/34394 и 18 февраля он был опубликован. То есть документ прошел все возможные процедуры: его писали, правили, согласовывали, но забыли спросить у агентов изменений — директоров школ, хотят ли они изменений.

Оказывается, не хотят. Потому что… Во-первых, если они вдруг как-то не так отреагируют, не то напишут или назовут буллингом то, что буллингом не является, — родители подадут на них жалобу, иск. Ужасы ужасные! Во-вторых, надо отменить Порядок реагирования и написать так, чтобы если вдруг что-то не так, то никому (особенно директорам учебных заведений — агентам изменений) ничего не было. И главное — чтобы в названии Порядка реагирования на случаи буллинга (травли) не было слова "буллинг", потому что они же не судьи, чтобы определять, буллинг это или нет. Это поведение, поступки, которые содержат признаки буллинга. Буллинга нет, есть признаки… Поэтому вывод: Порядок реагирования надо отменить. 

Именно такая неожиданная инициатива исходит от директоров столичных школ. А тем временем буллинг (травля) будет продолжаться, и если Порядка реагирования нет, то можно не реагировать.

Досадно. Досадно, что отдельные лица боятся взять на себя ответственность. Досадно, что кое-кто боится называть вещи своими именами.

Ничего странного. Быть "кое-кем", "отдельными лицами" — слишком просто. Быть личностью с собственной точкой зрения, отличающейся от коллективного мнения большинства, ой, как непросто. Страшно, сложно, непонятно, неизвестно...

Моя хата с краю… Как же трудно заменить обычное продолжение этой пословицы "ничего не знаю" на "врага первым встречаю". Или "вещи своими именами называю". Неужели так сложно? Буллинг — это буллинг. Травля — это травля.

Детей травят, они становятся запуганными, замкнутыми, иногда даже совершают самоубийство. Но это не буллинг, только признаки... Досадно, что для агентов изменений ближе к телу прежде всего своя рубашка, и они боятся нести ответственность за то, что назовут вещи своими именами. Какова цена их словоблудия? Жизнь, будущее, мечта. Но это может подождать, главное — чтобы белые перчатки агентов изменений оставались белыми.

Еще год назад понятие "буллинг" (травля) вообще отсутствовало в правовом поле, но от этого само явление не прекращало существовать и цвести буйным цветом. Наконец, 19 января 2019 года (возможно в некоторой степени и благодаря действиям ОО "РОДИТЕЛИ SOS", способствовавшего огласке случаев жестокого обращения с детьми) были внесены изменения в законодательство. Кодекс Украины об административных правонарушениях дополнили статьей 1734 "Буллинг (травля) участника образовательного процесса", а в Закон Украины "Об образовании" внесли определение понятия "буллинг" и обозначили типичные признаки буллинга (травли):

— систематичность (повторяемость) действия;

— наличие сторон — обидчик (буллер), потерпевший (жертва буллинга), наблюдатели (при наличии);

— действия или бездеятельность обидчика, следствием которых являются причинение психической и/или физического вреда, унижение, страх, тревога, подчинение пострадавшего интересам обидчика и/или причинение социальной изоляции пострадавшего.

Внесены изменения в Кодекс и Закон. Есть определение понятия, признаки, санкции, значит дальше дело за подзаконными актами. Наконец, после года действия изменений и трехсот с лишним решений судов о буллинге и небуллинге принимают Порядок реагирования, предварительно согласовывают, публикуют, однако же нет, погодите… Давайте напишем лучше нечетко, однако безопасно. Лучше, чтобы шла речь не о буллинге (травле), а о поведении или поступках, которые содержат признаки буллинга.

В Кодексе Украины об административных правонарушениях речь идет о привлечении виновников к административной ответственности за случаи буллинга. Именно суды определяют, было административное правонарушение или нет. Но чтобы материалы дела о буллинге попали в суд, полиция должна провести расследование. А чтобы полиция провела расследование, директор учебного заведения должен уведомить полицию в течение суток. Кроме сообщения в полицию, он должен также созвать комиссию, которая установит все обстоятельства; подписать протокол заседания комиссии, в котором (если она примет решение о наличии обстоятельств, обосновывающих информацию, изложенную в заявлении о буллинге) комиссия должна определить:

— потребность сторон буллинга (травли) в социальных и психолого-педагогических услугах;

— меры для устранения причин буллинга (травли);

— меры воспитательного влияния в отношении сторон буллинга (травли);

— рекомендации для педагогических (научно-педагогических) работников учебного заведения о целесообразных методах осуществления образовательного процесса и других мероприятий с малолетними или несовершеннолетними сторонами буллинга (травли), их родителями либо другими законными представителями;

— рекомендации для родителей или других законных представителей малолетнего или несовершеннолетнего лица, которое стало стороной буллинга (травли).

Что незаконного в таких действиях? "Мы не судьи, не должны определять, был буллинг или нет", — говорят некоторые директора школ. Однако же здесь, как видите, от директоров и не требуется быть судьями, требуется лишь быть Людьми. Ничего противозаконного в действиях, предусмотренных Порядком реагирования на буллинг, нет.

Теперь министерский приказ, определяющий Порядок реагирования, хотят отменить. Этого нельзя допустить. Если его не будет, как тогда защитить наших детей от травли? 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Ann Kravchenko Ann Kravchenko 28 лютого, 19:17 Проблема решилась бы очень быстро, если бы министерство образования приняло такой же принцип, какой внедрила Супрун в медицине - деньги идут за учеником. То есть, каждый родитель имеет право свободно выбрать школу, и подписать договор, если эта школа/учитель еще не набрали определенное предельное количество учеников. Тогда родители, вместо того, чтобы бороться с ветряными мельницами, просто голосовали бы ногами, отдали бы ребенка в нормальную школу и занимались бы куда более важными делами, чем вот это битье об стену. А средневековые школы со средневековыми директорами быстро либо изменились бы, либо им на смену пришли бы другие. Но нет же, придумали это прописочное рабство с кучей вытекающих проблем и радуются какие они грандиозные "реформаторы". согласен 1 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно