Запланированное Кабмином регулирование цен на бензин ухудшит ситуацию на топливном рынке – эксперт

ZN.UA Эксклюзив Документ
Поделиться
Запланированное Кабмином регулирование цен на бензин ухудшит ситуацию на топливном рынке – эксперт Кабмин планирует регулировать розничные цены на бензин и дизтопливо
Правительство решило на время карантина установить предельный уровень торговой надбавки на бензин и дизтопливо.

Кабинет министров планирует ввести государственное регулирование цен на топливо на розничном рынке. Согласно проекту правительственного постановления, будет установлен предельный уровень торговой надбавки: 7 гривень на 1 литр дизельного топлива и 5 гривень на 1 литр бензина А-95, который продается на АЗС. Мера анонсируется как временная и вводится в связи с карантином. По данным ZN.UA, соответствующее постановление Кабмин планирует принять в пятницу, 14 мая.

 ZN.UA обратилось к директору консалтинговой группы «А-95» Сергею Куюну с просьбой прокомментировать инициативу правительства и спрогнозировать ее последствия для рынка и экономики в целом. Эксперт предупредил, что этот шаг «нанесет сокрушительный удар по легальному сектору топливного рынка, придаст мощный стимул кустарному производству и более глубокому проникновению схем по уходу от налогообложения».

Куюн сообщил, что Эксперты «А95»  уже рассчитали предельный уровень цен на бензин и дизтопливо по алгоритму Министерства экономики и сельского хозяйства, который предусматривает использование европейских котировок, текущие ставки акциза и НДС, а также фиксированные значения валовых наценок в размере 5 и 7 грн/л на 95-й бензин и ДТ соответственно. Если бы предложенная норма действовала в  январе-апреле 2021 года, то средняя расчетная цена 1 литра бензина А-95 составила бы 28,4 грн, а литр ДТ стоил бы 27,4 грн. Однако фактический средний уровень розничных цен в 2021 году был ниже:  27,4 грн/л бензина и 26,8 грн/л дизтоплива.

Исключение составили около 1000 автозаправочных станций общей, или около 14% от общего числа АЗС в Украине. Речь идет преимущественно о сетях OKKO, WOG, Socar и Shell. В январе-апреле цены на этих АЗС были выше расчетного уровня Минэкономики: по бензину А-95 на 0,6-2,4 грн/л, по дизтопливу на 0,8-2,5 грн/л. Однако реальная стоимость нефтепродуктов была близка к расчетной за счет дисконтных программ, которыми предусмотрены скидки в размере 2,5-3,0 грн/л.

«Подавляющее число украинских АЗС в 2021 году отвечало озвученным критериям Минэкономики, потребители имели возможность выбирать поставщика топлива в широком ценовом диапазоне. Нам абсолютно неясны предпосылки введения госрегулирования и цели, которые ставит перед этим проектом министерство», - отметил Сергей Куюн.

«Не имея какого-либо конструктива, реализация инициативы Минэкономики будет дополнительно стимулировать развитие нелегального рынка, который уже достиг беспрецедентных масштабов», - добавил он.

Эксперт обратил внимание на то, сегодня продажа фальсифицированного топлива с мини-НПЗ и нефтебаз, а также массовые нарушения кассовой дисциплины преимущественно фиксируются на станциях нижнего ценового сегмента. Государственные ограничения  ценообразования могут вынудить и добросовестных игроков также прибегнуть к данной практике.

А это, в свою очередь, увеличит потери государственного бюджета от махинаций на рынке нефтепродуктов, которые в 2021 году ожидаются в объеме не менее 22 млрд грн.

«На торговле фальсификатом и на схемах по уходу от налогообложения теневики получают преимущество от 3 до 12 грн/л и увеличивают объемы продаж. В то же время добросовестные участники рынка вынуждены увеличивать торговые наценки, чтобы компенсировать утекающую реализацию. Госрегулирование лишь усугубит эту ситуацию, ударив по «белому» бизнесу, и толкнет рынок в тень еще сильнее», - подчеркнул Сергей Куюн.

По расчетам группы «А-95», в 2020 году доля розничных продаж через АЗС с признаками применения налоговых схем увеличилась с 20 до 32%.

Для исправления ситуации на топливном рынке, выравнивания цен и увеличения налоговых поступлений Кабмину необходимо максимально активизировать работу налоговых органов. Объектами повышенного внимания должны стать: импорт октаноповышающих компонентов для выпуска бензинов под видом безакцизных растворителей, работа мини-НПЗ, контроль кассовой дисциплины и мониторинг налоговой нагрузки по сетям АЗС, резюмировал эксперт.

Подробнее о формировании цен на бензин в Украине – в материале эксперта консалтинговой группы «А-95» Артема Куюна «Сказка о добром нефтетрейдере и спящем налоговике» для читателей ZN.UA.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме