Внимание — конкурс! «Социальный предприниматель-2005» Совместная инициатива Фонда Шваба и «Зеркала недели» «За социальное предпринимательство»

6 мая, 2005, 00:00 Распечатать

Клаус Шваб, основатель Всемирного экономического форума в Давосе, и его жена Хельга пять лет назад создали фонд «За социальное предпринимательство»...

 

 

 

 

Клаус Шваб, основатель Всемирного экономического форума в Давосе, и его жена Хельга пять лет назад создали фонд «За социальное предпринимательство». Цель? Привлечь внимание и оказать поддержку новым лидерам формации, которые, с точки зрения Шваба, способны не только замечать несовершенство окружающего мира, но и действенно влиять на него. Иногда ценой своей жизни, готовностью на лишения ради других, иногда путем собственных побед, но во имя тех, кому нужна поддержка.

Сегодня Фонд Шваба представляет 84 социальных предпринимателя из 74 организаций. Все эти представители «отряда неравнодушных» объединены во Всемирную сеть Фонда. Каждый год они съезжаются на саммит социальных предпринимателей, участвуют в собраниях Всемирного экономического форума, посещают региональные съезды. Тем самым социальные предприниматели не столько обмениваются опытом и знаниями, сколько, презентуя свои общественные и бизнес-проекты, бросают вызов установившемуся порядку вещей.

В этом году Фонд Шваба впервые масштабно распространил свою деятельность на Украину. Впервые пригласил для сотрудничества и национального медиа-партнера. Этой чести удостоено «Зеркало недели». На звание «Социальный предприниматель-2005» уже выдвинуто 100 кандидатов из 52 стран мира. 42 представителя этой особого рода деятельности приглашены для участия в отборочном процессе, который, так же, как и в нашей стране, пройдет в два этапа.

В рамках первого медиа-партнер сообщает адрес веб-сайта Фонда Шваба «За социальное предпринимательство» (www.schwabfound.org), где можно получить анкету участника конкурса. Заполненную анкету кандидаты могут прислать на специально созданный почтовый ящик: zerkalonedeli@se2005.org Копия послания автоматически отсылается в Фонд Шваба. Просмотр анкет возможен только при помощи пароля.

Второй этап начнется уже 24 мая. К тому моменту заполненная и отправленная анкета становится недействительной, а в силу вступает вторая. На подготовку этого документа кандидатам отводится четыре недели. Анкету можно отсылать обычной почтой, если ее содержимое (финансовая отчетность и т.д.) не может быть отправлено в электронном варианте. После получения всех документов отборочный комитет проведет заседание, на котором и будет назван «Социальный предприниматель года».

…За время своей деятельности фонд Шваба успел обзавестись довольно обширным списком источников, посвященных изучению социального предпринимательства как явления. Мы же попытаемся обозначить ряд моментов, которые объединяют всех социальных предпринимателей вне зависимости от времени и места приложения их усилий. Итак…

Who is who?

По мнению теоретиков Фонда, социальным предпринимателем себя может считать тот, кто выступает в качестве катализатора позитивных социальных изменений в рамках больших сообществ. Тот, кто, способствуя подобным изменениям, идет по пути новых нестандартных подходов и методов. Тот, кто, возглавляя прибыльную или неприбыльную организацию, в первую очередь трудится над созданием определенной социальной ценности.

Получается, что, с одной стороны, социальные предприниматели работают с той частью населения, которую государства не могут в достаточной степени обеспечить основными общественными продуктами и услугами. С другой, они занимают ту нишу на рынке, которую обычный бизнес по меркантильным соображениям игнорирует — в силу большого риска и малого финансового вознаграждения.

Среди ценностных ориентиров движения социального предпринимательства можно выделить:

— веру в способность каждого отдельного человека вносить значительный вклад в экономическое и социальное развитие общества;

— желание содействовать происходящим в социуме процессам, объединяя новые подходы с известными технологиями и стратегиями;

— практический и инновационный подход к социальной проблеме; использование рыночных принципов и таких рычагов влияния, с помощью которых удается решать стоящие перед обществом задачи в социальной сфере в условиях любой, даже самой консервативной идеологии;

— понимание необходимости проведения мониторингов своего влияния и восприятие качественных и количественных показателей как основного инструмента деятельности;

— здоровую нетерпимость к бюрократическим схемам и стремление способствовать позитивным переменам в обществе.

На сегодняшний день Фонд Шваба разработал и ряд критериев отбора, которые применяются ко всем без исключения участникам ежегодного конкурса. Среди них отметим следующие:

1. Инновация (кандидат на звание социального предпринимателя осуществил социальное изменение посредством инновационного продукта или услуги, развития нового подхода или более тщательного применения известных идей и подходов).

2. Размах и масштаб (инициатива социального предпринимателя вышла за рамки первоначального контекста и была успешно адаптирована к различным сферам как внутри одной страны, так и в международном масштабе, либо усилиями самого предпринимателя, либо других, тех, кто скопировал или приспособил элементы такой инициативы).

3. Воспроизводство (инициатива может быть адаптирована к другим регионам мира для решения подобных проблем. В этом случае предприниматель обязан открыто делиться с другими инструментами, подходами и техникой, которые являются наиболее важными для адаптации инициативы в других областях).

4. Поддержка (кандидат создал социальные условия или институты, которые необходимы для поддержки инициативы, и посвящает этому все свое время. Если организация образована как неприбыльная, то она получает определенную финансовую поддержку посредством взносов или доходов либо вовлекается в создание обоюдовыгодного партнерства с деловым или общественным сектором. Там, где возможно, задействуется экономический стимул. В любом случае существует четкое разграничение между традиционной благотворительностью и движением к усовершенствованию общества. Если организация образована как прибыльная, то доминирует ориентация на социальные ценности и ценности, относящиеся к окружающей среде, тогда как получение финансовой прибыли является лишь второстепенным конечным результатом).

5. Непосредственное положительное социальное влияние (кандидат предложил, развил и внедрил предпринимательскую инициативу самостоятельно, совместно с бедными или находящимися за чертой бедности лицами, которые пользуются пожертвованиями. Что подтверждается количественными результатами и задокументированными соответствующим образом свидетельствами. Посреднические организации или фонды, стремящиеся создать социальные ценности путем предоставления финансовой или технической помощи группам, созданным на общественных началах, не рассматриваются).

6. Образец для подражания — лидер (кандидат является индивидуумом, который может служить образцом для подражания будущим социальным предпринимателям и общественности. Безоговорочная честность и лидерство кандидата).

7. Понимание общей ценности социального предпринимательства — прилагается (кандидаты должны продемонстрировать интерес к созданию национальной и мировой сети выдающихся социальных предпринимателей, которая стимулирует ее членов к оказанию активной помощи друг другу и поддерживает их в этом стремлении).

Три подсказки для неопределившихся…

Бразилия. У Родриго Баджио была мечта, чтобы самые бедные дети, живущие в трущобах его родного города Рио-де-Жанейро, пользовались компьютерами. Сегодня комитет Родриго по демократизации информации (CDI) проводит свою деятельность за пределами Рио в 869 городах по всей Бразилии и в 10 других странах. Работая в тесном партнерстве с общественными центрами в самых бедных и криминальных районах Бразилии, а также в тюрьмах, CDI обучает компьютерной грамоте тех, кто прежде был лишен доступа к цифровым технологиям, и таким образом способствует обеспечению прав и обязанностей человека. CDI выдал сертификаты более 80 тыс. студентов, 87% из которых использовали появившуюся у них возможность и нашли достойную работу в престижных организациях. Но для распространения модели CDI существует еще очень много места в других частях света — зачем же вновь изобретать колесо?

http://www.cdi.org

Африка. Даже любители мотоциклов могут быть социальными предпринимателями. Андреа и Барри Колеман познакомились благодаря увлечению мотогонками. Во время поездки в Сомали они были шокированы, увидев огромное количество новых транспортных средств, гниющих на стоянках. Они пришли к выводу, что одной из причин медленного развития страны является недостаточная мобильность, что сдерживает и удовлетворение жизненно важных потребностей, в частности предупреждение и преодоление болезней. В результате молодые люди основали организацию Riders for Health (RfH) для создания интегрированной системы по обучению навыкам вождения, текущему и профилактическому техническому обслуживанию. RfH продемонстрировала, что при надлежащем уходе за транспортным средством можно экономить реальные деньги. К тому же при использовании всех имеющихся мотоциклов 20 тысяч человек сегодня своевременно получают первую медицинскую помощь. У RfH огромный простор для роста по всей Африке, где есть проблемы, связанные с ограниченным доступом к экстренной помощи.

http://www.riders.org

Украина. В 1996 году в Одессе был создан благотворительный фонд реабилитации и социальной адаптации граждан без определенного места жительства «Дорога к дому». В 2002-м его руководитель Сергей Костин был номинирован для участия в конкурсе, объявленном Фондом Шваба, и в результате трех отборочных туров в числе других 20 лидеров организаций стал членом Фонда. Сегодня одесский фонд продолжает заниматься проблемами бездомности в Украине, в том числе и на уровне законодательных инициатив. В Одессе действует регистрационный центр, где не только регистрируют бездомных, но и оказывают помощь, включая медицинскую и юридическую. На базе фонда работают центры реабилитации, волонтеров, профессиональной ориентации, а также дневного пребывания бездомных детей. Фонд издает и одноименную газету «Дорога к дому». Среди главных направлений деятельности одесских социальных предпринимателей — информационно-профилактические программы, направленные на снижение темпов распространения ВИЧ/СПИД, на борьбу с наркоманией (газета «Не улетай»). Фонд ведет активную правозащитную деятельность в части защиты прав и свобод бездомных и малообеспеченных граждан, занимается социологическими исследованиями и ресурсной помощью НПО.

http://www.wayhome.org.ua

Кто НЕ является социальным предпринимателем?

Бросая экономический и социальный вызов сложившимся в обществе отношениям, социальное предпринимательство:

— не является синонимом слов «благотворительность» и «филантропия»;

— направлено не только на постановку социальных проблем, но и на поиск практических альтернатив с целью искоренения пагубной практики;

— не является синонимом корпоративной социальной ответственности;

— не соответствует понятию «неприбыльная организация».

Так, у Джона Смита чрезвычайно успешная карьера магната в бизнесе. У него значительное состояние, и, накопив больше, чем ему необходимо для достойной жизни, он решил помочь менее успешным людям. Бизнесмен основал Фонд помощи начальному образованию и больницам в бедных странах.

Джон не является социальным предпринимателем. Он филантроп, который реализовал благотворительный проект.

Дебора Джоунс — активистка защиты прав животных. Еще подростком она вступила в неприбыльную организацию, которая лоббировала запрет охоты на китов. Позже присоединилась к движению за бойкот компаний по производству одежды, которые используют для пошива шуб мех детенышей тюленей. Став взрослой, Дебора создала группу, чтобы продолжать оказывать давление на правительство с целью защиты прав подопытных животных. Ее организация получает финансирование благодаря постоянным обращениям к общественности через почту, телефонные звонки и личные контакты.

Дебора Джоунс не является социальным предпринимателем. Социальное предпринимательство по своей природе имеет продуктивный, а не обструкционистский характер. Активисты из организации, возглавляемой Деборой, видят свою цель в том, чтобы противодействовать инициативам, негативно влияющим на животных, и не выходят с собственными практическими альтернативами.

Foodmart — распространенная во всем мире сеть бакалейных магазинов и магазинов хозяйственных товаров, функционирующая в режиме скидок. По оценкам международного бюро, работа этой компании была признана лучшей в мире. Более того, компания стимулирует своих сотрудников принимать участие в общественной деятельности и предоставляет для этого время в рабочие часы. Главная стратегия Foodmart направлена на то, чтобы дойти до бедных слоев населения на рынках, где она осуществляет свою деятельность.

Foodmart не является социальным предприятием. Это хорошо управляемый бизнес, который объединил гражданскую и социальную ответственность.

…Итак, пройдя конкурсный отбор в рамках проекта «Социальный предприниматель-2005» и став членом Фонда Шваба, победитель включается во всемирную сеть выдающихся социальных предпринимателей. Поддержка Фонда заключается не в гранте. Членство в этой организации позволит лучшим представителям социального предпринимательства получать финансовую и техническую помощь. Помимо уже упоминавшихся международных саммитов и форумов, социальный предприниматель после трех лет успешной работы в Фонде сможет вступить в группу Alumni, где поддержка будет осуществляться на еще более высоком уровне.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно