Владимир Иващук: «Укрзалізниця» стремится внедрить «единое окно» в работе с клиентами

25 ноября, 2011, 15:08 Распечатать Выпуск №43, 25 ноября-2 декабря

Самой важной из декларируемых амбициозных идей, направленных на увеличение грузовых объемов, пожалуй, является идея централизованного управления вагонами всех украинских собственников грузового подвижного состава.

Не так давно Государственная администрация железнодорожного транспорта создала Украинский транспортно-логистический центр, основная задача которого — оптимизировать грузовые перевозки внутри страны. Самой важной из декларируемых амбициозных идей, направленных на увеличение грузовых объемов, пожалуй, является идея централизованного управления вагонами всех украинских собственников грузового подвижного состава.

Как мы писали в прошлом номере, сейчас перед перевозчиками грузов по Украине (в том числе и транзитом) стоит несколько вызовов, преодоление которых должно помочь достичь в следующем году общего объема перевозок на уровне 500 млн. тонн. Об усовершенствовании взаимодействия грузоотправителей с железными дорогами рассказал в интервью директор Украинского транспортно-логистического центра Владимир Иващук.

— Владимир Романович, какие цели, задачи и проблемные вопросы стоят перед Транспортно-логистичес­ким центром и что он должен изменить для грузоотправителей?

— Главная цель и предназначение центра — дать возможность нашим клиентам обеспечить постоянно возрастающие объемы перевозок. Есть два блока основных задач. Первый — объединить все функции, которые сейчас связаны с обслуживанием наших грузоотправителей, в едином органе.

Не секрет, что существующая технология работы предполагает на всех уровнях и всех операциях тесный контакт клиента с железными дорогами. Иными словами, клиенту нужно участвовать лично во всех операциях, связанных с перевозочным процессом, — таких, как заказ и подача вагона, подача заявки, заключение договоров на погрузку, выгрузку и прочее. Следует также отметить, что при существующей системе разделения на шесть железных дорог клиенту приходится отдельно взаимодействовать с каждой из них. С каждой из них заключать договоры, открывать счета и т.д. Естественно, что при современном развитии технологий такая организация работы не выдерживает никакой критики.

Поэтому и возникла необходимость в создании центра, который за короткий промежуток времени позволит переформатировать работу с клиентом и даст ему возможность почувствовать преимущества работы в условиях удаленного общения. Иными словами, теперь клиенту достаточно будет обратиться в центр для заключения договора, а все остальные операции по организации перевозок будем организовывать дистанционно. При общении с клиентом приоритетным для нас станет максимальное использование информационных и безбумажных технологий.

Второй блок заданий центра — повышение эффективности использования грузового парка.

— А что изменится в управлении грузовыми вагонами? Как создание Центра сможет уменьшить дефицит подвижного состава для перевозок внутри Украины?

— Сегодня складывается ситуация, когда вагоны «Укрзалізниці» выходят за границы Украины, и вернуть их тяжело. По Соглашению о совместном пользовании вагонами инвентарного парка, наш парк, выходя за пределы страны, является предметом эксплуатационного использования другими государствами, потому что это дешево. Вследствие этого наши вагоны работают за пределами Украины, пока позволяет их техническое состояние. После чего нам возвращают вагоны для ремонта, а плата за их использование не только не компенсирует ремонт, но и не покрывает затраты на содержание. Отмечу, что основной инвентарный парк универсальных вагонов сейчас формируется только из украинских и частично белорусских вагонов. Осталь­ные железнодорожные администрации СНГ либо имеют его в очень малых количествах, либо давно изменили статус своих вагонов и они используются совсем на других условиях.

Поэтому «Укрзалізниця» решила создать государственные компании, после чего вагоны приобретут хозяина в лице операторских вагонных компаний. После смены статуса украинского грузового подвижного состава с инвентарного на собственный уже никто не сможет брать выгруженный вагон для дальнейшего использования без нашего согласия. И наша главная задача будет состоять в том, чтобы скоординировать свою деятельность на внешних рынках с перевозчиками и с железнодорожными администрациями таким образом, чтобы вагон грузился и возвращался. А если нет погрузки, то вагон должен возвращаться в порожнем состоянии для удовлетворения потребностей внутреннего рынка. Также при централизации легче будет выполнять ремонт и содержать парк в технически исправном состоянии. Если мы останемся на тех же объемных позициях, что и сейчас, и вернем часть подвижного состава в Украину, то в следующем году внутренние перевозки можно увеличить на 10—15%.

Поэтому главными задачами цент­ра является не получение сверхприбылей, а облегчение всех процессов, связанных с обслуживанием перево­зок, и обеспечение эффективного использования вагонного парка.

— Так что же изменится для грузоотправителя с началом работы центра? Необходимо ли перезаключать договоры?

— У нашего клиента не возникнет никаких трудностей в работе с появлением центра. Часть процедур, связанных с обслуживанием на станциях, пока что остаются без изменений. С новосозданным государственным предприятием грузоотправитель будет взаимодействовать в вопросах предоставления подвижного состава через вагонные компании, согласования планов и прочее. Иными словами, мы собираем все заявки, анализируем и плани­руем — где и сколь­ко подвижного состава необходимо для перевозки всех заявленных грузов. Так что к центру переходят функции планирования и согласования условий перевозок как в пределах Украины, так и вне ее. Приори­тетом для нас станет оптимизация общения с грузоотправителями, чтобы им не приходилось ездить к нам, а все вопросы решались на расстоянии — по телефону и Интернету. Поэтому глав­ным требованием к нашим работникам будет оперативное решение задач грузоотправителя.

— Как обстоят дела с развитием элект­ронного документооборота при оформлении грузов? Какие оценки уже можно дать этому июльскому новшеству? Что оно принесло «Укрзаліз­ниці», грузоотправителям, экономике страны?

— За это короткое время мы получили очень хороший результат. Сейчас случаются единичные недоработки и замечания к системе, но я уверен, что и наши клиенты, и наши работники уже ощутили все преимущества электронных технологий.

Следующим этапом станет перевод в электронный вид всех документов, касающихся двусторонних отношений железной дороги и клиента. На все это нам понадобится следующий год, и к его окончанию мы ожидаем от наших разработчиков возможности полного перехода на электронное общение с клиентом. Естественно, это требует больших усилий, а главное — полной перестройки сознания, ломки мышления. Также для реализации этой задачи нужно менять технологию, нормативную и техническую базы.

— Изменится ли ситуация с объемами транзитных грузов в связи с созданием Транспортно-логисти­чес­кого центра?

— Сейчас конкуренция на рынке транзитных перевозок очень возросла. Тем более что после создания Таможен­ного союза мы оказались в непростых условиях. Приходится привлекать дополнительные объемы транзита при большом количестве барьеров в виде границ, значительного количества контролирующих органов. Также не способствует увеличению транзита дефицит подвижного состава.

Несмотря на все это, мы достаточно уверенно себя чувствуем на таких наших постоянных конкурентных направлениях, как страны Балтии, порты России. Довольно оперативно рассматриваем тарифные условия, чтобы конкурировать там, где это возможно. Если нам гарантируют увеличение объемов, мы идем на уменьшение тарифов. Наша задача — сделать транзитную политику гибкой, чтобы удержать существующие объемы и привлечь дополнительные.

— Насколько поможет привлечению транзита статус таможенного перевозчика и что делает «Укрзаліз­ни­ця» для его возвращения?

— Мы не сложили руки и занимаемся вопросом получения железными дорогами статуса таможенного перевозчика. Но, к сожалению, испытываем большое сопротивление.

Наши таможенные органы вроде и не против, но их помощи мы не ощущаем. Поэтому параллельно движемся в нескольких направлениях — пытаемся вернуть статус и ищем альтернативные методы. Сейчас рассматриваем различные варианты, например, чтобы при перевозке акцизных грузов была возможность предоставления гарантий самой железной дорогой, а контролем доставки служила бы накладная, как это практикуется во всем мире. Если возникнет вопрос о финансовых гарантиях, то, возможно, будем рассматривать варианты, чтобы логистический центр смог выступить гарантом для таможенных органов по всем перевозкам транзитных грузов по территории Украины.

— Сейчас «Укрзалізниця» вплотную подошла к структурному реформированию. Что в связи с этим ожидает сектор грузовых перевозок?

— За то время, которое осталось до изменения статуса «Укрзалізниці», мы должны выстроить механизм работы с клиентами таким образом, чтобы это была действительно упрощенная схема. Со временем она будет совершенствоваться с учетом потребностей грузоотправителя. С одной стороны, мы должны уходить от фактора постоянного общения с клиентом, а с другой — очень чутко реагировать на все его потребности. Как показывает опыт общения с грузоотправителями, все ждут от нас улучшений в обслуживании и с надеждой смотрят на создание центра, поэтому мы направим все свои усилия на то, чтобы удовлетворить наших клиентов и тем самым повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно