«ВАША ПРЕЖНЯЯ ПРОФЕССИЯ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ»

17 мая, 1996, 00:00 Распечатать Выпуск №20, 17 мая-24 мая

Украинский рынок труда широк и разнообразен настолько, что, вероятно, по этому показателю превосходит даже рынок труда экономически развитых стран...

Украинский рынок труда широк и разнообразен настолько, что, вероятно, по этому показателю превосходит даже рынок труда экономически развитых стран. Однако значительная часть предложений рабочих мест в Украине касается так называемых неквалифицированных сфер. «Ваша прежняя профессия значения не имеет!» Теперь эти слова стали лозунгом, определяющим положение и направление деятельности большинства людей.

И швец, и жнец,

и в дуду игрец...

Впрочем, в наше время прежняя профессия зачастую не имеет значения на рынке не только труда неквалифицированного: инженеры работают журналистами, режиссеры - врачами, физики-ядерщики - верстальщиками, а биологи - фрезеровщиками или менеджерами по рекламе. Иногда это определяется случайностью, иногда - блатом, но в любом случае, такая ситуация закономерна для нашей судорожно развивающейся экономики.

Закономерно и обилие различных, часто не выполнимых посул. Активно занимающегося поисками работы человека со всех сторон засыпают обещаниями многомиллионных барышей, для получения которых ему не потребуется большого напряжения и приложения каких-либо особенных усилий. Основными источниками такой информации являются многочисленные наклейки на столбах, объявления в рекламных газетах и радостно раздаваемые на улицах бумажки.

В результате небольшого исследования удалось выяснить следующее. Из десяти предложений, относящихся к рынку неквалифицированного труда (по радио, в газетах, объявлениях и рекламных листках) в среднем три приходится на распространение «гербалайфа»; четыре - на распространение разнообразных товаров, в том числе от имени так называемых «канадских оптовых компаний». Одно объявление в той или иной форме обещает работу домашнего диспетчера, еще одно предлагает красивым девушкам стать «высокооплачиваемыми массажистками» и, наконец, одно приходится на «разное» - начиная от работы за рубежом и заканчивая склеиванием на дому картонных папок. Первые два типа предложений сходны между собой, остальные имеют специфические отличия. Рассмотрим подробнее каждый из этих видов.

Тип «гербалайф»

Как правило, такие объявления декларируют возможность получения 0 - 450 в месяц, обещают рост и обучение сотрудников, большие перспективы, вплоть до отдыха где-нибудь на Багамах или на Гавайях, а также множество других земных и неземных благ. Тип «гербалайф» представляет собой сеть чаще всего не зарегистрированных в Украине «фирм», имеющих громкие названия канадских, американских, австралийских и т.д. компаний. Интересно отметить, что никто из этих фирм в определении своей географической принадлежности не использует названий стран, малознакомых широким кругам населения. Никаких Барбадосов или Западных Самоа здесь нет: для большей солидности используются только названия экономически развитых стран.

Вступительная лекция для тех, кто пришел по объявлению, начинается с выхода на сцену всех «исцеленных», после чего некий «скользкий и жизнерадостный» тип начинает рассказывать о жизненной необходимости предлагаемого товара. «Исцеленные» же, ставшие сотрудниками фирмы и вышедшие на сцену, слегка напоминают персонаж Игоря Ильинского в старом фильме «Праздник святого Йоргена».

В ходе вступительной лекции говорится также и о том, что доход слушателей составит 25% от стоимости проданного ими товара. После этого каждому из них предлагается заполнить анкету, которая призвана предоставить или не предоставить соискателю честь работать в данной фирме. «Честь» состоит в том, что потенциальный работник должен заплатить 0-130 за набор «гербалайфа», испробовать его на себе, а затем, с 25%-ной скидкой, получая такие же наборы на складе, начинать приносить прибыль себе и компании.

Нетрудно догадаться, что не прошедших тестирования практически не существует. Но таким образом фирма убивает сразу четырех зайцев. «Заяц» первый - возможно, хотя бы на несколько месяцев фирма получит новых распространителей своей продукции. «Заяц» второй - при этом фирма ничего не теряет, так как дает товар не на реализацию, а под живые деньги. «Заяц» третий - работая не по перечислению, а только за наличные, налогов фирма не платит и своих счетов никому не дает. «Заяц» четвертый (главный) пасется на лужайке тех 0 - 130, которые, возможно, заплатят за единицу «пробного» товара и без того весьма небогатые и, как правило, остро нуждающиеся в работе и деньгах люди.

«Канадские оптовые компании»

и иже с ними

За последние два года со своими предложениями на рынок неквалифицированного труда стали выходить фирмы, работающие на сходных с «гербалайфом» принципах. Они имеют ту же цель: нанять как можно большее число распространителей своей продукции. Получаемый такими распространителями процент от продажи колеблется в пределах от 4 до 100, в зависимости от рода продукции, красноречия предлагающего и доверчивости покупающего. Однако средний уровень прибыли работников таких фирм тоже составляет около 25% от стоимости реализованного товара. Значительная часть этих фирм предлагает различные виды испробованных «там» и почти не известных «тут» медпрепаратов. Другая их часть реализует так называемый «ширпотреб», который иногда бывает весьма интересным и полезным. Сюда входят хозтовары, посуда, продукты питания, красочные детские книжки и т.д.

Но наиболее распространенным видом подобных фирм являются так называемые «канадские оптовые компании», буквально терроризирующие своими «представителями» население Киева. Молодые люди, крепко заученными фразами стремящиеся показать прохожим свой веселый нрав, предлагают им те товары, которые нигде, кроме как, наверное, в Украине, продать невозможно. По настойчиво предлагаемым «представителями» игрушечным обезьянам их условно можно назвать «обезьянниками». Безусловно, в самой системе такой продажи ничего предосудительного нет. Эти принципы используют коммивояжеры во всем мире. Но Украина - не Западная Европа и не Америка, и правила, используемые при общении с гражданами благополучных стран, в корне не подходят для наших условий. Поэтому «обезьянников», обученных однотипному западному сценарию общения и упивающихся собственной наглостью и неумением разбираться в людях, в Киеве воспринимают по-разному.

Вначале их появление было чем-то новым и даже забавным. Теперь же при виде «обезьянников» прохожие предпочитают переходить на другую сторону улицы, а работников регулярно посещаемых ими фирм начинает тянуть на разнообразные ругательства. Возможно, все это повлияло на некоторые миграции «обезьянников» по районам Киева. Год назад в каждую фирму, расположенную в центре, за день в среднем приходило три «обезьянника», в прилегающих к центру районах - пять человек за два дня, а на окраине - один человек за два дня. Сегодня эта география изменилась и составляет соответственно 2, 3 и 1 человек за день. Вероятно, в скором времени, после обработки «средних» районов, большее внимание «обезьянников» вызовет окраина.

«Потрите мне спинку! Ну что вам, жалко?»

Особая ниша рынка неквалифицированного труда заполняется предложением услуг «высокооплачиваемых массажисток», т.е. проституток. По некоторым сведениям, около 95% этого рынка составляют женщины и около 5% - мужчины. Понятное дело, листочки с предложениями этой работы на улицах не дают. Основным источником информации таких наборов являются рекламные газеты. После шести лет поисков подходящей терминологии работодателями этой сферы, наконец, найден некий шаблон, звучащий: «красивые девушки приглашаются на работу высокооплачиваемыми массажистками».

Особенности этой профессии рассматривались, рассматриваются и будут рассматриваться в многочисленных публикациях, поэтому отдельно останавливаться на них не имело бы смысла, если бы не завуалированность некоторой категории такого рода предложений. Например, иногда встречаются объявления приблизительно такого содержания: «СП набирает на работу в Японию юношей и девушек 18 - 25 лет. Проезд, питание и проживание - бесплатно». Известно, что бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а позвонившему по этому объявлению юноше сообщается, что набор для мужчин уже закончен (хотя его вообще не было). Таким образом видимые приличия соблюдены, и девушки как бы едут поднимать японские колхозы.

Если же говорить серьезно, то получить японскую визу очень тяжело. Для того чтобы задержаться в этой стране на срок, превышающий 90 дней, необходим специальный гарант коренного жителя Японии. Что же касается лиц, приезжающих в эту страну по туристическим визам и находящихся там больше положенного срока, то их постепенно вылавливают и либо выдворяют из страны, либо сажают в тюрьму.

Да, в Японии не поощряется работа проститутками коренных гражданок этой страны, и раньше для этих целей в страну завозились филиппинки. Теперь для японских предпринимателей открылся еще один дешевый источник - страны СНГ.

Поэтому, читая предложения о работе за границей, нужно обращать внимание на некоторые мелочи. У фирмы-работодателя должна быть выданная государственной службой занятости лицензия на право трудоустройства за рубежом. Номер этой лицензии и название выдавшей ее организации обязательно должны быть указаны в рекламном объявлении. Действительность же такого рода лицензии можно проверить в специальной инспекции государственной службы занятости.

Барышня, Смольный!

Еще одной распространенной «специальностью» на рынке неквалифицированного труда является работа диспетчера на собственном домашнем телефоне. С помощью объявлений в газетах эта область является обоюдопредлагаемой - как со стороны работодателя, так и со стороны нанимаемого. Оплата труда домашнего диспетчера колеблется в пределах - 60 в месяц, но в среднем составляет около . Эта цифра зависит от следующих факторов. Как правило, фирма, нанимающая диспетчера, платит больше, чем частное лицо. Кроме того, часто для фирмы большое значение имеют начальные цифры киевского номера телефона. Особо котируются начальные цифры 224-, 225-, 227-, 228-, 229-, телефонные номера на Печерске и т.д. Эти цифры призваны убедить клиента в том, что фирма находится в центре, даже если на самом деле она расквартирована «на хуторе Козюльки». Большая часть фирм, нанимающих домашних диспетчеров, относится к мелкому риэлтерскому бизнесу, к фирмам типа «гербалайф» и «канадских оптовых компаний», а также к «высокооплачиваемым массажисткам». Изредка диспетчера нанимает и крупная фирма, которая дает верхнюю границу оплаты ( - 60).

Плюсы этой работы состоят в том, что человек, не отлучаясь из дому и занимаясь исключительно передачей информации, может одновременно работать в двух или трех (хотя это очень тяжело) не пересекающихся по направлению деятельности фирмах. Это особенно удобно женщинам с маленькими детьми.

Но «плюс» может быстро превратиться в «минус», когда диспетчер реально сталкивается с невозможностью куда-то выйти и пропустить при этом хотя бы один телефонный звонок. Кроме того, такая работа требует практически всего свободного времени, поскольку на каждый звонок, прозвеневший в любой день недели с 7.00 до 24.00, должен быть дан ответ. Кроме того, диспетчеру нужно ориентироваться на индивидуальный подход к каждому клиенту. После 24.00 (если, конечно, это не номер «массажисток») телефон лучше отключить, так как, бывает, звонят и ночью. Как правило, ночью звонят «клиенты», спьяну перепутавшие в газете телефон.

Работа диспетчера имеет еще одну интересную особенность. Дело в том, что даже после завершения контракта с фирмой ему периодически продолжают звонить еще в течение некоторого срока - от трех месяцев до двух лет.

Кто же должен выпустить «пар

из котла»?

Во всех странах мира проблема неквалифицированного труда решается прежде всего самим государством. Поэтому «пар» невостребованных специалистов, более половины из которых имеют высшее образование, придется выпускать именно ему. Такая точка зрения высказана Владимиром Гежей, президентом одного из наиболее крупных агентств по подбору квалифицированных специалистов «Інтелект-Праця-Сервіс». Однако, по мнению г-на Гежи, данная ситуация не может сохраняться долго и в скором времени все снова должно стать на свои места. А пока...

А пока руководители государственных органов начали более внимательно и положительно относиться к миграции трудовых ресурсов за рубеж на различные сезонные виды работ. Более того, стараясь обеспечить граждан Украины работой, государство теперь намерено официально поддерживать не только различные курсы по повышению квалификации, но и те организации, которые занимаются трудоустройством наших граждан за рубежом. Поэтому остается надеяться на то, что в ближайшее время наши невостребованные специалисты найдут себе неквалифицированную работу где-нибудь в Европе или в Азии, в Америке или в Австралии, в Африке или в среде антарктических пингвинов.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно