В обоих законопроектах «О рынке земель» (регистрационные № 9001 от 18 июля 2011 года и № 9001-1 от 19 июля 2011 года) размеры земель сельскохозяйственного назначения, которые могут находиться в частной собственности одного лица, составляют 1500 и 2100 га. Но такие размеры являются необоснованными.
Об этом в интервью ZN.UA заявил ученый в области экономики и земельных отношений, доктор экономических наук, профессор, академик НААН, соавтор трех земельных кодексов Украины Леонид Новаковский.
По его словам, 2200-2300 га - это оптимальная площадь сельхозпредприятий в советское время, колхозов и совхозов. «Но тогда поля вписывались в административно-территориальные границы, функционировала контурно-мелиоративная система, севообороты, не то, что сегодня, - объясняет академик. - Да и зачем выдумывать какие-то цифры, если в Земельном кодексе существует ограничительная норма - в частной собственности одного лица может находиться до 100 га. Мы же ею ни разу не воспользовались: ввели ее с 1 января 2002 года и сразу объявили мораторий. Давайте поработаем сначала со ста гектарами!»
Л. Новаковский также сообщил, что при разработке законопроектов как вариант предлагали даже 5000 га. Во Франции, например, максимальная площадь земли в одних руках составляет 125 га, в Испании - 250, Венгрии - 300, Польше - 500, в США - 800 га (но при таких размерах фермер не может рассчитывать на какую-либо поддержку со стороны государства). «Наши законодатели замахнулись на 1500 и 2100 га. При этом законопроекты не ограничивают площадь земель, которые могут даваться в аренду», - добавил профессор.
Таким образом, по его мнению, оба законопроекта ориентированы на создание или развитие сверхкрупных хозяйств, на концентрацию земельной собственности, что приведет к дальнейшему разрушению сельской поселенческой сети и к обезземеливанию крестьянства. «Чтобы передать 2100 га в собственность, нужно, по сути, отобрать землю у 525 крестьянских хозяйств (при среднем размере пая 4 га)», - отметил эксперт.
«А как экономически или организационно сформировать хозяйственные структуры в сельской местности в зависимости от административного деления территории, в увязке с бывшими территориями сельских советов и сельских населенных пунктов? Об этом в обоих законопроектах нет и намека.», - подчеркивает Л.Новаковский.
По его убеждению, предусмотренные законопроектами формы проведения земельных торгов исключительно на условиях аукциона на практике приведут к тому, что у существующих фермерских хозяйств просто отберут арендованные земли, поскольку фермеры не смогут на равных конкурировать с агрохолдингами при обретении права на землю. Прежде всего из-за финансовых проблем. В то же время оба законопроекты не предлагают какой-либо защиты фермерства.