"В первую очередь следует обратить внимание на финансовый мониторинг. Согласно мировой практике, на банки фактически возлагается обязанность первичной проверки легальности происхождения средств и уплаты налогов при ведении бизнеса. Банк в рамках финансового мониторинга должен выяснить источник происхождения средств, размещаемых клиентом на счете в данном банке или переводимых через банк, а также убедиться, что с этих денег были уплачены все налоги. Если клиент не может документально подтвердить, что его средства были получены законным путем, с уплатой всех необходимых налогов, банк отказывает в обслуживании такого лица", - пишет эксперт.
Банк не только отказывается от обслуживания недобросовестного налогоплательщика, он также сообщает в налоговые органы.
"В рамках системы автоматического обмена налоговой информацией банки обязаны уведомлять налоговые органы по месту резидентности бенефициара (конечного владельца) счета об остатках по такому счету. Иными словами, если гражданин Украины хранит средства на собственном счете в иностранном банке или же на счете своей иностранной компании-"кошелька" (техническая компания, не занимающаяся активным бизнесом, как правило, использующаяся для держания активов или получения пассивных доходов), иностранный банк передаст украинским налоговым органам сведения о таком счете. А далее налоговые органы Украины смогут применить косвенный метод определения доходов к средствам на счету вышеуказанного гражданина", - уверяет эксперт.
Более подробно о механизмах борьбы с уклонением от уплаты налогов читайте в материале Галины Мельник для ZN.UA "Борьба с уклонением от уплаты налогов: мировой опыт".