В 2014 году Украина выпустит с конвейера 29 тысяч китайских малолитражек, что составляет примерно треть от всех заявленных планов (по данным, предоставленным предприятиями, заявленные планы составили от 88 до 96 тысяч автомобилей).
В частности, в корпорации "Богдан" ранее заявили, что выпустят 15,3 тысячи автомобилей марок JAC, Great Wall и Lifan. В АИС, которая вместо импорта будет полностью производить Geely на принадлежащем компании Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ), планируют продавать не меньше автомобилей этой марки, чем в 2013 году. По результатам девяти месяцев, их было реализовано 10,7 тысячи. А учитывая, что месячные продажи составляют 1,2 тысячи, до конца года может быть реализовано порядка 14 тысяч автомобилей. И это если не учитывать, что, по данным источников на Запорожском автозаводе, на этом предприятии могут начать выпускать еще две китайские модели. Отметим, что марка ЗАЗ Forza также собирается на базе китайской Chery A13.
Импортеры также планируют нарастить поставки китайских марок. В Automotive Europe Corporation (официальный дистрибутор BYD) заявили, что планируют ввезти 2,5 тысячи автомобилей, в "Си Эй Автомотив" (официальный дистрибутор Chery) - не меньше, чем в этом году (порядка 2 тысяч), пишет "Коммерсантъ-Украина".
В январе-сентябре 2013 года доля китайских марок, по данным AUTO-Consulting, выросла с 7,45% до 9,75% (15,1 тысячи). Они отбирают преимущественно долю российского АвтоВАЗа, который сократил ее за тот же период с 7,97% до 4,62%. Гендиректор "УкравтоВАЗ" (импортер Lada) Игорь Вознюк говорит, что его компания сейчас ничего не может противопоставить китайским импортерам в сегменте автомобилей стоимостью до 80 тысяч гривен. За последние два года "АвтоВАЗ" прекратил выпуск самой доступной на украинском рынке Lada 2107 по цене 52-54 тысяч гривен и Lada Samara 154 (66 тысяч гривен). "Мы учитывали в своих планах продаж, что временно будем терять рыночную долю, так как российский производитель выведет на рынок новые модели только к 2015 году", - отмечает Вознюк.
ТАКЖЕ: Стоп-машина
За счет китайских производителей, заинтересованных в выпуске своих авто на украинских мощностях, во втором полугодии 2013 года может быть преодолен затяжной спад в отечественном автопроме.
За семь месяцев выпуск автомобилей в Украине упал наполовину. Спрос ухудшался, в том числе, из-за более жестких условий кредитования под покупку авто. Производство замедлилось уже в 2012 году: выпуск легковых автомобилей снизился на 28,5%, до 70 тысяч штук, грузовых - на 7%, до 2,9 тысячи автомобилей, и автобусов - на 14%, до 3,2 тысячи авто.
Итоги июля вселяют определенный оптимизм и указывают на возможный выход из затяжного пике. По данным ассоциации "Укравтопром", общее производство автотранспортных средств выросло на 11% по сравнению с июнем, до 5,55 тысячи штук. Например, "Кременчугский автосборочный завод" корпорации "АИС" увеличил производство на 41% в июле по сравнению с июнем, "АвтоКрАЗ" - на 27, а корпорация "Богдан" - на 33,5%.
И, хотя июльский показатель работы отрасли на 25% хуже, чем в прошлогоднем июле, улучшение по сравнению с июнем, по мнению экспертов (и это подтверждают сами участники рынка), связано с введением весной текущего года импортных пошлин на легковые автомобили в размере 6,46-12,95%, а также введением с сентября утилизационного сбора на автомобили.
Введение прямых или косвенных ограничений на импорт вызвало бурю негодования со стороны стран-поставщиков автомобилей, а возможное подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС приведет к снятию импортных пошлин для европейских производителей. Однако определенный позитивный эффект для местной промышленности от введенных торговых барьеров начал ощущаться уже сейчас, хотя импортеры поспешили заявить об ожидаемом сужении рынка. А именно - активизировались китайские производители, которые с учетом пошлин ускорили принятие решения наладить на мощностях украинских компаний крупноузловую сборку автомобилей.
Так, корпорация "Богдан" начала выпуск автомобилей китайской компании JAC. В планах корпорации - наладить выпуск отдельных комплектующих в Украине с тем, чтобы в перспективе увеличить локализацию с 30 до 51%, а также обеспечить возможность экспорта в Россию. Кроме того, "Богдан" проводит переговоры об аналогичном сотрудничестве с другими китайскими производителями. Китайская Geely возобновила сборку некоторых моделей на Кременчугском автосборочном заводе (входит в компанию "АИС").
Таким образом, с учетом обычных поставок по импорту украинский рынок признан для китайского автопрома одним из ключевых. И хотя крупноузловая сборка - это отнюдь не производство полного цикла, в результате общий выпуск автомобилей в стране должен восстановиться во втором полугодии. !zn
Читайте также:
Украинский автопром может преодолеть стагнацию до конца года
Наиболее ощутимые конкурентные преимущества от утильналога должен получить "АвтоЗАЗ"
Введение спецпошлин не продемонстрировало позитивного эффекта для отечественных автопроизводителей