В 2020 году Укрзалізниця начнет сокращать административный персонал. Сокращение пройдет на 40-50%. Производственные функции и кадры будут сохранены, а где необходимо - даже усилены. Руководство УЗ понимает, что действия, которые будут предприняты, покажутся непопулярными, но для того, чтобы работа на УЗ была привлекательна по многим параметрам, включая заработную плату, нужно сделать многое. Железнодорожному ведомству придется повторить путь Польши и Германии, куда едут работать украинские специалисты.
"Сегодня Укрзалізниця тратит половину доходов на оплату труда. Даже в соседней Польше или Казахстане данный показатель вдвое меньше. Мы "проедаем" доходы, а заработная плата на украинской железной дороге является самой низкой среди стран-соседей. Мы нуждаемся в квалифицированных кадрах, хотим, чтобы они остались в Украине, а не отправлялись на заработки за границу", - сказал Желько Марчек.
Сегодня Укрзалізниця платит зарплату дровосекам, лесничим и танцорам. На балансе компании - сотни предприятий, не связанных с железнодорожными перевозками. Это наследие советских времен, когда ведомство было практически автономным и независимым, имея в своем составе все что угодно, кроме высокооплачиваемых специалистов. Из имеющихся 200 объектов коммунальной сферы прибыльными яляются только 10, остальные содержит ведомство. Именно поэтому к активам, не относящимся к путям, подвижному составу и средствам связи, намерены избавиться.
В УЗ считают, что не стоит бояться закрытия здравниц, пансионатов и детских лагерей. Во-первых, не от всего будут избавляться, Во-вторых, при хорошей заработной плате родителей и дети смогут получить более качественное оздоровление.
Требует УЗ и глубокой модернизации.
"На сегодняшний день, имея один из крупнейших в Евразии коэффициент изношенности, мы на закупку материалов и услуг тратим только 9%. Железнодорожные перевозчики в других странах - 20-34%. При таких условиях существенно обновить подвижной состав и модернизировать инфраструктуру просто невозможно", - подчеркнул Марчек.
При этом почти 46% железнодорожной сети Украины обслуживает лишь 2,1% от общего объема перевозок. А генерирует 0,8% дохода! То есть, почти половина существующей сети простаивает.
Напомним, что 18 января 2017 года Кабинет министров на внеочередном заседании утвердил новый устав ПАО "Укрзалізниця", согласно которому Министерство инфраструктуры потеряло право быть органом управления УЗ. Решения по всем вопросам должны были оформляться соответствующим актом Кабинета Министров Украины.
Однако уже в октябре 2017 года Окружной админсуд Киева признал незаконным постановление правительства, которым Укрзалізницю было выведено из подчинения Мининфраструктуры.
В 2019 году Кабинет министров Украины вернул госпредприятие Укрзалізниця в сферу управления Министерства инфраструктуры.