Несмотря на решение Еврокомиссии от 15 сентября позволить экспорт из Украины зерна пшеницы, кукурузы, подсолнечника, рапса на все рынки ЕС, официальному Киеву пришлось предложить лицензирование агроэкспорта. А еще Украина подает иски в ВТО против Польши, Венгрии, Словакии. Почему? Потому что пограничные страны вводят односторонний запрет на украинское зерно.
Защита рынков
Есть ли основания у Польши говорить о необходимости защитить свой рынок? Судите сами. По данным ГТС, в январе—августе 2023 года (несмотря на запрет) экспорт пшеницы из Украины в Польшу составлял почти 300 тыс. т (объем поставок в 2022 году — 579 тыс. т, 2021-м — 3 тыс. т), кукурузы — более полумиллиона тон (в 2022 году — 2 млн т, в 2021-м — 6 тыс. т), подсолнечника — 29 тыс. т (в 2022-м — 29 тыс. т, в 2021-м — 796 т), рапса — 90 тыс. т (в 2022-м — 688 тыс. т, в 2021-м — 82 тыс. т).
Кстати, по результатам 2022 года товарооборот между Украиной и Польшей вырос на 19,2% и составлял более 12 млрд долл. Вместе с тем наш экспорт увеличился на 27,3% против 2021 года.
Еще пример. По данным таможни, в январе—августе 2023 года экспорт украинской пшеницы в Венгрию зафиксирован на отметке 57 тыс. т (в 2021 году — 385 т), кукурузы — 612 тыс. т (в 2021-м — 17 тыс. т), рапса — 5 тыс. т (в 2021-м поставок не было), подсолнечника — 75 тыс. т (в 2021 году — 2 тыс. т).
Польша старается налаживать эффективную коммуникацию с Венгрией, Словакией, Румынией и Болгарией, чтобы заручиться поддержкой и сообща отстаивать интересы фермеров и национальных экономик.
Так в сезоне 2022/2023 балансы рынков зерновых и масличных в Европе были напряженными из-за погоды, так что поставки продовольствия из Украины были даже уместными. В сезоне 2023/2024 в ЕС можно ожидать лучший урожай.
А впрочем законов рынка никто не отменял. Например, Италия, Португалия, Испания начали активнее покупать зерновые у Украины, потому что так дешевле. Часть стран ЕС переключила свои контракты на закупку зерновых с Польши на Украину.
В рамках действия договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) у нашей страны была тарифная квота объемом 1,65 млн т зерна на рынки Европы. Но мы же помним, что весной 2023 года Еврокомиссия еще на год, до июня 2024 года, продлила режим свободного ввоза украинского продовольствия — 36 товарных позиций (регламент Европейского парламента и Совета Европы № 2022/870 от 30 мая 2022 года).
Еще один показательный пример — подсолнечник в Болгарии. В течение 2022 года болгары смогли загрузить свои перерабатывающие заводы и хорошо заработать на растительном масле. Кстати, поставка подсолнечника из Украины в Болгарию в январе—августе 2023 года составляла135 тыс. т, в 2022-м — почти 1 млн т, в 2021-м — 2 тыс. т.
Болгария, Венгрия, Румыния, Турция охотно покупают наш подсолнечник, перерабатывают его, зарабатывают, вместе с тем понемногу выдавливая с внешних рынков украинское масло.
Так что проблема конкуренции за рынки существует уже много лет — с тех пор, как Украина стала членом ВТО. После вступления в ВТО, а позже — подписания договора о ЗСТ с ЕС, на всех официальных и неофициальных встречах в Брюсселе постоянно заводят разговоры о том, что Европа не может конкурировать с индустриальным аграрным сектором Украины.
Это еще страны-партнеры долго продержались. Конфликт с зерном логично следует из единственной причины — конкурентоспособности. Если в реалиях Украины громадную неуклюжую машину экспорта вывозят на своих плечах местные аграрии за счет недополученной выгоды, то в случае пограничных стран теряют и фермеры.
Хотя у последних есть доступ к современным технологиям и дешевое долгосрочное финансирование. А также поддержка со стороны власти. Всем хорошо известно, что значительная часть затрат бюджета Евросоюза — дотации фермерам. Речь идет об астрономических цифрах.
Возможно, именно в двух словосочетаниях — «интересы фермеров в ЕС» и «колоссальные деньги» — скрывается разгадка поведения Польши и некоторых других стран.
Будем честны, решение Еврокомиссии продлевать или нет запрет на поставку зерна из Украины особой роли не играет. Однако Европа гарантировала Украине, что поможет вывезти все, что мы можем продать. Уже даже готова компенсировать часть логистических затрат.
Еврокомпенсация
Рискнем предположить, что одна из причин действий Польши — попытка получить дополнительные финансовые преференции в рамках новой Общей сельскохозяйственной политики (Common Agricultural Policy, CAP), которая начала действовать из января 2023 года.
В обновленной CAP так называемая базовая поддержка дохода заменяет базовую премию и премию за экологизацию. Ориентировочная базовая поддержка на 2023 год составляет примерно 156 евро/га.
Премия за перераспределение остается. Для первых 40 га она сейчас составляет 69 евро/га, для последующих 41–60 га — 41 евро/га.
САР — это сложная, многослойная тема. Если коротко, то общая политика ЕС в сфере сельского хозяйства — это многомиллиардные субсидии из общего бюджета ЕС.
Есть даже версия, что одна из причин выхода Великобритании из сообщества — отсутствие ответа на вопрос, почему вклад Британии в бюджет был одним из самых больших, а в конце концов тратился в поддержку фермеров, например где-то в Румынии.
Финансирование САР на период с 2021 до 2027 год ни много ни мало — 387 млрд евро.
Вполне вероятно, что обновленная САР и дальше пребывает в процессе реформирования. Так, наверное, именно сейчас пришло время получить дополнительные преференции? Польша рискнула. Поговаривают, что поляки могут получить сотни миллионов евро как компенсацию за потери от поставок зерна из Украины.
Вспомним: благодаря протестам польских фермеров в начале 2023 года пограничные страны получили дополнительное финансирование из общего кошелька ЕС. Тогда Брюссель выделил прифронтовым странам несколько пакетов помощи. Сначала транш в размере 56 млн евро, потом еще 100 млн евро. Кстати, более 40% получила Польша.
Сами знаете, деньги лишними не бывают. Тем более что восточные страны стали членами евросообщества в последнюю волну расширения Евросоюза и уже не застали тот уровень заботы со стороны Брюсселя, который раньше был у фермеров в виде дотаций и субсидий.
Несмотря на то, что в поддержку фермеров Еврокомиссия выделяет сумасшедшие средства, по сравнению с концом ХХ века это уже значительно меньше. И, наверное, прозвучит не слишком толерантно, но большую выгоду в границах ЕС всегда получали фермеры Германии и Франции. Более того, незримое деление на экономики Восточной и Западной Европы существует до сих пор.
Незабытые протесты
Вообще протестами фермеров Европу не удивить. И Украина здесь ни при чем. Аграрные претензии в адрес Еврокомиссии дело обычное. Общая политика в сфере сельского хозяйства сосредоточена в Брюсселе. Регламенты и директивы обязательны для исполнения национальными правительствами, следовательно, и фермерами.
Один из ярких протестов фермеров — зима 2017-го, когда улицы Брюсселя засыпали тоннами сухого молока. Тогда резко упали закупочные цены на молоко. События происходили на фоне массовой поставки дешевого сухого молока из США.
Десятки фермеров из Бельгии, Германии, Франции, Нидерландов и Литвы с помощью мощного распылителя превратили Европейский совет в «заснеженное» здание.
Вообще протесты фермеров в границах ЕС — это всегда изысканные фееричные шоу с хорошей режиссурой и сценарием. Что характерно, на зрелища лидеры реагируют мгновенно и находят компромиссные решения.
***
Эмбарго на зерно лучше рассматривать в контексте будущих переговоров о членстве в ЕС. Более того, стоит попросить поляков поделиться опытом, историями о набитых шишках или тех самых граблях, чтобы сформировать четкий план действий и максимальные преференции для себя.
Предлагаем думать не о зеркальных санкциях в ответ на односторонние запреты, а о том, как, находясь в статусе кандидата в члены ЕС, максимально приобщаться к формированию САР.
Еще много копий будет сломано в процессе объединения украинских аграриев и фермеров ЕС. Новый продовольственный скандал — это лишь вопрос времени, ведь современные технологии достигли такого уровня, что перепроизводство неминуемо, а фермеры терять свое не привыкли.