Согласно официальному прейскуранту ПАО «Укртатнафта» от 12 сентября, стоимость авиатоплива марки ТС-1 составляет 14300 грн/т, что без учета НДС, акцизного сбора и экологического налога составляет 11690 грн/т или 1461 долл./т.
В то же время, согласно котировкам агентства Platts, средняя цена авиатоплива марки Jet-A1 в портах Северо-Западной Европы в первой декаде сентября составляла 1024 долл./т, что почти в полтора раза дешевле, чем в Кременчуге.
По словам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, анонсированное одним из крупнейших производителей авиатоплива повышение цен в октябре является трудно объяснимым с точки зрения мировой конъюнктуры. «О каком повышении можно говорить, если Украина и так удерживает печальное лидерство по ценам на авиатопливо среди аэропортов Европы?» - недоумевает эксперт.
С.Куюн отмечает, что на завышенный уровень цен на авиакеросин указывает и тот факт, что дизельное топливо у нефтеперерабатывающих компаний стоит на порядок дешевле самолетного топлива, хотя себестоимость производства этих нефтепродуктов практически одинакова. Так, согласно официальному прайс-листу «Укртатнафты», сегодня заводская цена дизтоплива составляет 10450 грн/т или около 1025 долл./т без налогов. Это фактически соответствует среднему показателю стоимости ДТ на Северо-Западе Европы в первой декаде сентября – 990 долл./т.
По информации эксперта, в разгар очередного кризиса на рынке авиатоплива в начале 2007 года украинские НПЗ предлагали формульно привязать стоимость авиакеросина к стоимости дизтоплива как более прозрачной и близкой рынку котировке. «При этом тогда дизтопливо стоило несколько дороже авиакеросина», – добавил С.Куюн.
Эксперты считают, что проблемы на рынке авиатоплива обусловлены, в первую очередь, его монополизацией нефтеперерабатывающими компаниями: более 90% этого рынка делят между собой группа компаний ТНК-ВР в Украине и подконтрольная группе «Приват» «Укртатнафта».
«В августе Украина стала европейским рекордсменом по ценам на сжиженный газ, в сентябре настала очередь удивить Европу ценой авиакеросина. Это происходит на рынках, где нет конкуренции, и где доминируют украинские производители», – считает С.Куюн.