Об этом в своей статье для ZN.UA пишет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. По его словам, в этих сообщениях украинских НПЗ речь идет о том, что владелец завода фактически дожимает потенциал, заложенный еще советскими инженерами. По этому пути идут оба крупных НПЗ - в Кременчуге и Лисичанске. Фактически речь идет об усиленных режимах гидроочистки на существующих установках и более аккуратном разделении потоков разных по качеству компонентов топлив, отмечает эксперт.
Подтверждают поверхностный характер работ и затрачиваемые суммы. «Эпохальная» программа перехода «Укртатнафты» на выпуск бензина по Евро-4 потребовала в комплексе со всеми неизбежными текущими ремонтами в течение 2010 года 20 млн долл. «ТНК-ВР Коммерс» сообщает, что инвестиционный бюджет в проекты по повышению качества продукции на «ЛИНИКе» составляет около 120 млн долл. Однако неизвестно, на какой период рассчитана эта программа и что в себя включает. О новых установках опять же ни слова.
Между тем, Мозырский НПЗ только на текущие или плановые ремонты направляет в год не менее 45 млн долл., а проектируемая сегодня белорусами установка гидрокрекинга тянет на 950 млн долл. В прошлом году в Мозыре запустили установку гидроочистки бензинов, после чего начали производить А-95 по стандарту Евро-5, львиная доля которого пошла в Украину.
Хочет построить точно такую же установку и ТНК-ВР, но «сроки реализации этих проектов будут зависеть от ситуации на украинском рынке и возможности получать возврат на вложенный капитал».
«Почему в Литве, Польше, Румынии и Беларуси сначала делают хороший бензин, а потом ищут и находят его сбыт в Украине, а нашим заводам, принадлежащим мощным финансово-промышленным группам и нефтяным компаниям мирового масштаба, нужно создавать какие-то условия? Ответ прост: если в Европе твоя продукция не отвечает установленным стандартам -ты автоматически покидаешь рынок. Вариантов продлить стандарты или подписать какой-то меморандум с властями, обзавестись «особыми отношениями» с нужными чиновниками, как у нас, нет», - пишет автор.
Хороший пример, по его словам, подает и государство: есть все основания утверждать, что постоянное продление старых стандартов качества топлив связано ни с чем иным, как с желанием обеспечить работу Шебелинского ГПЗ, принадлежащего «Укргаздобыче» - дочке «Нафтогаза Украины».
«Завод, который переработчики за глаза называют мыловарней, с трудом укладывается в старые стандарты качества, а объемы производства позволяют ему занимать до 5% национального рынка. Тем не менее, государство предлагает остальным 95% подождать, а ста процентам жителей страны подышать выхлопами этих замечательных нефтепродуктов. Можно было бы отнестись с пониманием, если бы… там хоть что-то делалось в этом направлении. О модернизации «Шебелинки» не слышно уже давно, раньше хотя бы для виду вспоминали о проектах четырех-пятилетней давности, а теперь не делают и этого. Зато недавно громко прозвучало, что сумму в 1,3 млрд грн, соизмеримую с потребностями в основных проектах по гидроочистке ДТ и изомеризации, «Укргаздобыча» хочет потратить… на покупку АЗС», - пишет эксперт.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Сергея Куюна «Кнут, пряник, независимость».