Украинцам следует предоставить всю информацию о формировании тарифов на "коммуналку" - эксперт

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Украинцам следует предоставить всю информацию о формировании тарифов на Украинцы имеют право знать, откуда берутся тарифы © Андрей Товстыженко, ZN.UA
Законодательство не содержит механизмов открытия структуры тарифов, и это следует исправить, уверена Ирина Запатрина.

В Украине необходимо построить современную модель отношений между Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, с одной стороны, и населением - с другой, в частности по вопросам формирования тарифов на рынках естественных монополий и прежде всего в сфере энергетики и коммунальных услуг.

Как пишет в статье для ZN.UA Ирина Запатрина, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины", решение этой задачи важное, принимая во внимание обязательства нашей страны согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом и в связи с присоединением к Договору об учреждении Энергетического сообщества.

Читайте также: Рада намерена запретить тарифы на ЖКУ ниже себестоимости

Автор приводит данные анализа, проведенного Советом европейских энергетических регуляторов, который свидетельствует, что, как правило, национальные регулирующие комиссии обеспечивают наличие в открытом доступе такой информации:

- структура розничных цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, включая бытовых;

- сравнение цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, которые предоставляют разные операторы, включая перечень самых дешевых национальных и местных поставщиков энергоресурсов и предложенные ими цены на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе;

- обзор тенденций относительно изменения цен на энергоресурсы и коммунальные услуги, включая прогнозируемые изменения в структуре цен/тарифов;

- сравнение цен на энергоносители и коммунальные услуги для конечных потребителей с их аналогами в других странах мира;

- средние счета за энергоносители и коммунальные услуги для потребителей разного размера домохозяйств;

- доля тарифов на транспортировку и распределение/поставку в розничной цене газа и электроэнергии для конечных потребителей;

- разные виды налогов, включаемых в тариф на энергоносители и коммунальные услуги, и т.п.

Указанная информация должна быть обнародована в наиболее удобный для потребителей способ. Обычно ее размещают в Интернете.

В Украине, несмотря на предусмотренное в коалиционном соглашении законодательное открытие структуры тарифов на природный газ, электроэнергию, тепловую энергию, а также требования по открытости деятельности Регулятора и обнародования информации об изменении цен (тарифов) на товары/услуги в законах "О естественных монополиях" и "О доступе к публичной информации", положения законодательства в этой сфере не конкретизированы и не содержат механизмов их реализации. "Специальными законами, регулирующими деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг и энергетики, вообще не предусмотрены меры обязательного характера по ознакомлению потребителей со структурой тарифов и организации публичных обсуждений по этому вопросу", - отмечает Запатрина.

По ее мнению, важной для предоставления общественности является на сегодня, в частности, следующая информация:

- обоснование в доступной для восприятия населением форме методологии формирования тарифа;

- наличие инвестиционной составляющей и основные задачи программы, на выполнение которых должны направляться соответствующие инвестиции;

- сравнение цен для конечных потребителей с аналогичными ценами в зарубежных странах;

- средние счета для разного размера хозяйств, которые выставляются потребителям, имеющим приборы учета, и для тех, потребление энергоносителей и коммунальных услуг для которых рассчитывается по нормативам;

- обоснование нормативов потребления, в том числе на конкретных примерах.

Также целесообразно обнародовать информацию об объемах и стоимости природного газа разного происхождения, стоимости его транспортировки по сетям и распределения, рентных платежах и других налогах, включаемых в соответствующий тариф; методологии формирования оптового тарифа на электроэнергию, а также обстоятельствах и подходах к перекрестному субсидированию между электроэнергией, произведенной из разных источников, и между разными видами деятельности (производство, транспортировка и поставка электроэнергии); о составляющих тарифа на централизованное отопление с учетом происхождения (централизованные или индивидуальные системы отопления, использование нетрадиционных источников энергии и т.д.) и т.п.

Подробнее читайте в статье Ирины Запатриной Каждый гражданин имеет право знать и истинную цену энергоресурсов, и как формируются тарифы в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме