Украинцам следует предоставить всю информацию о формировании тарифов на "коммуналку" - эксперт

19 сентября, 2015, 09:40 Распечатать

Законодательство не содержит механизмов открытия структуры тарифов, и это следует исправить, уверена Ирина Запатрина.

Украинцы имеют право знать, откуда берутся тарифы © Андрей Товстыженко, ZN.UA

В Украине необходимо построить современную модель отношений между Национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, с одной стороны, и населением — с другой, в частности по вопросам формирования тарифов на рынках естественных монополий и прежде всего в сфере энергетики и коммунальных услуг.

Как пишет в статье для ZN.UA Ирина Запатрина, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАН Украины", решение этой задачи важное, принимая во внимание обязательства нашей страны согласно Соглашению об ассоциации с Евросоюзом и в связи с присоединением к Договору об учреждении Энергетического сообщества.

Читайте также: Заключающаяся лишь в поднятии тарифов "реформа" может закончиться энерготарифным майданом – эксперт

Автор приводит данные анализа, проведенного Советом европейских энергетических регуляторов, который свидетельствует, что, как правило, национальные регулирующие комиссии обеспечивают наличие в открытом доступе такой информации:

— структура розничных цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, включая бытовых;

— сравнение цен на энергоресурсы и коммунальные услуги для потребителей, которые предоставляют разные операторы, включая перечень самых дешевых национальных и местных поставщиков энергоресурсов и предложенные ими цены на ежедневной, еженедельной или ежемесячной основе;

— обзор тенденций относительно изменения цен на энергоресурсы и коммунальные услуги, включая прогнозируемые изменения в структуре цен/тарифов;

— сравнение цен на энергоносители и коммунальные услуги для конечных потребителей с их аналогами в других странах мира;

— средние счета за энергоносители и коммунальные услуги для потребителей разного размера домохозяйств;

— доля тарифов на транспортировку и распределение/поставку в розничной цене газа и электроэнергии для конечных потребителей;

— разные виды налогов, включаемых в тариф на энергоносители и коммунальные услуги, и т.п.

Указанная информация должна быть обнародована в наиболее удобный для потребителей способ. Обычно ее размещают в Интернете.

В Украине, несмотря на предусмотренное в коалиционном соглашении законодательное открытие структуры тарифов на природный газ, электроэнергию, тепловую энергию, а также требования по открытости деятельности Регулятора и обнародования информации об изменении цен (тарифов) на товары/услуги в законах "О естественных монополиях" и "О доступе к публичной информации",  положения законодательства в этой сфере не конкретизированы и не содержат механизмов их реализации"Специальными законами, регулирующими деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг и энергетики, вообще не предусмотрены меры обязательного характера по ознакомлению потребителей со структурой тарифов и организации публичных обсуждений по этому вопросу", - отмечает Запатрина.

По ее мнению, важной для предоставления общественности является на сегодня, в частности, следующая информация:

— обоснование в доступной для восприятия населением форме методологии формирования тарифа;

— наличие инвестиционной составляющей и основные задачи программы, на выполнение которых должны направляться соответствующие инвестиции;

— сравнение цен для конечных потребителей с аналогичными ценами в зарубежных странах;

— средние счета для разного размера хозяйств, которые выставляются потребителям, имеющим приборы учета, и для тех, потребление энергоносителей и коммунальных услуг для которых рассчитывается по нормативам;

— обоснование нормативов потребления, в том числе на конкретных примерах.

Также целесообразно обнародовать информацию об объемах и стоимости природного газа разного происхождения, стоимости его транспортировки по сетям и распределения, рентных платежах и других налогах, включаемых в соответствующий тариф; методологии формирования оптового тарифа на электроэнергию, а также обстоятельствах и подходах к перекрестному субсидированию между электроэнергией, произведенной из разных источников, и между разными видами деятельности (производство, транспортировка и поставка электроэнергии); о составляющих тарифа на централизованное отопление с учетом происхождения (централизованные или индивидуальные системы отопления, использование нетрадиционных источников энергии и т.д.) и т.п.

 Подробнее читайте в статье Ирины Запатриной Каждый гражданин имеет право знать и истинную цену энергоресурсов, и как формируются тарифы в свежем номере еженедельника "Зеркало недели. Украина.

По материалам: ZN.UA /
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >