На сегодняшний день, по данным Госстата, разрыв между количеством украинских туристов, выезжающих за рубеж, и иностранцев, посетивших Украину, составляет около 10 млн человек в год: 15 млн иностранцев (часть из которых - транзитные) против 26 млн украинцев. Даже если учесть, что не все из 26 млн украинцев настоящие туристы, а, к примеру, часть из них гастарбайтеры, "путешествующие" в поисках работы, при таком значительном дисбалансе превратить туризм в прибыльный сектор экономики нереально.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Надежда Гоцуенко. По ее словам, эксперты Всемирного экономического форума дали оценку конкурентоспособности туристической инфраструктуры Украины - 78-е место в списке из 140 государств. А в структуре отечественного ВВП эта отрасль занимает менее 2%, при том, что средний показатель в странах мира составляет более 10% от общих доходов и около 11% всех рабочих мест.
Автор подчеркивает, что только в 2018 г. превышение импорта на экспортом вымыло из страны 6,37 млрд долл. (МВФ не столь щедр к нам), а ведь в кризисном 2008-м было совсем наоборот - туристический профицит достигал 1,75 млрд.
"Проблема в том, что работа над туристическим брендом "Украина" не ведется. Новости о нас - это скандалы, расследования, выборы, политика и коррупция, - такая информация не мотивирует к посещению. Для туристов из развитых стран Украина некомфортна: нет нормальных дорог, даже в таких туристических hot spot, как музеи, не всегда есть аудиогиды или доступная навигация для иностранцев, - рассказывает директор "Чернобыль Тур" Ярослав Емельяненко. - А наличие виз для некоторых развитых стран удивляет, ведь визы в Украину - не способ заработка. Возьмем туризм в Чернобыль. В минувшем году зону отчуждения посетило 74 тыс. человек, а за 9 месяцев нынешнего - уже более 90. Одна из причин - в том, что чернобыльский туризм похож на научную экспедицию, т. е. турист не ожидает европейского комфорта и условий, а как раз наоборот. Если же мы говорим о чем-то большем, чем известные бренды Украины, то пока нет единой системы, должной инфраструктуры - для ее создания нужны крупные инвестиции и заинтересованность государства".
Подробнее о необходимости наращивания туристического потенциала Украины читайте в статье Надежды Гоцуенко "Жесткий туристический дисбаланс" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".