Появление "энергетического омбудсмена" защитит украинцев от произвола в ЖКХ - эксперт

29 августа, 2015, 08:50 Распечатать
Отправить
Отправить

Омбудсмен сможет быстро и эффективно решать проблемы "бытовых потребителей" газа, электроэнергии, воды и тепла.

В Украине назрела необходимость создать институт защиты прав бытовых потребителей газа и электроэнергии от произвола энергокомпаний. Это, в частности, закреплено в обязательствах Украины перед ЕС и Европейским Энергосообществом, пишет в статье в ZN.UA экперт энергорынка Светлана Голикова, член стратегического совета Киевского института энергетических исследований.

Как отмечает эксперт, одна из директив Евросоюза предусматривает, что государства-члены должны гарантировать существование независимого механизма, такого, как, например, защитник гражданских прав (омбудсмен) в сфере энергетики или орган по защите прав потребителей, уполномоченный на эффективное рассмотрение жалоб и внесудебное урегулирование споров.

"Не лишним будет напомнить, что имплементация данной директивы предусмотрена Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, а следовательно, и норма об институте защиты прав бытовых потребителей газа и электроэнергии должна быть реализована и в Украине", - подчеркивает Голикова.

В ЕС сегодня достаточно иметь доступ к Интернету, чтобы пожаловаться на нерадивого поставщика электроэнергии или газа для разрешения споров между бытовыми, малыми коммерческими потребителями и энергокомпаниями.

В этом вопросе европейцы даже пошли еще дальше, и в ряде стран уже работают офисы независимых омбудсменов в сфере телекоммуникаций, банковском секторе, а в Великобритании они охватывают такие области, как рассмотрение жалоб на действия полиции или руководства университетов.

Казалось бы, в Украине уже есть нацрегулятор - НКРЭКУ, в обязанности которого входит защита прав потребителей товаров (услуг) на монопольных и смежных с ними рынках электроэнергии, газа, тепла и воды. Но в положении об НКРЭКУ защита прав потребителей занимает 8-е место из десяти.

"Не то чтобы регулятор был полностью безразличен к проблемам граждан, но бюрократическая машина не может побороть саму себя, а уж тем более выступать самой себе арбитром", - отмечает автор.

Что может сделать энергетический омбудсмен? Например, Британская служба энергоомбудсмена является независимой и бесплатной для потребителей, она имеет право решать, какие действия должны быть предприняты, и может заставить поставщика энергии, чтобы тот, например, извинился, дал подробное объяснение в своих действиях или выплатил определенную сумму, которую переплатили. Кроме того, энергоомбудсмен может вынести решение по жалобе, и если оно вас не удовлетворит, то ничто не мешает обратиться в суд.

Какие вопросы могут находиться в компетенции энергоомбудсмена? Исходя из европейского опыта, это решение проблем, связанных со счетами за газ, электроэнергию, тепло и воду; поставками и перебоями с поставкой этих товаров (предоставлением услуг); подключением к сетям; микропроизводством и льготными тарифами.

Как правило, энергоомбудсмены не уполномочены принимать жалобы на установление тарифов. Также они могут отказаться от рассмотрения дел, требующих обязательного судебного решения, когда речь идет о споре, затрагивающем гражданско-правовые или семейные вопросы.

Главный принцип работы энергоомбудсмена - гласность, доступность и оперативность, главная задача - объяснить потребителю его права, а в случае их нарушения обеспечить эффективную и бесплатную внесудебную защиту.

"Украине пришло время задуматься о создании таких институтов, тем более что в Верховной Раде на рассмотрении находятся проекты законов о новом рынке электроэнергии и национальном регуляторе, в которые следует внести норму об энергетическом омбудсмене, оказывающем реальную помощь гражданам, помогающем быть не ходатаями и просителями, а теми, ради кого и должны создаваться рынки. Ценность потребителя важнее цены товара, за который он платит", - резюмирует Голикова.

Больше об энергетическом омбудсмене читайте в статье Светланы Голиковой "О синдиках, омбудсменах и наших правах" в свежем номере "Зеркала недели. Украина".

Подготовил/ла : Шульга Оля
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК