Требования польских перевозчиков вернуть разрешительную систему для Украины не имеют перспектив. Поскольку Соглашение о либерализации грузовых перевозок автомобильным транспортом было ратифицировано всеми членами ЕС и подписано между ЕС и Украиной, а не с отдельными странами. Об этом заявил глава Государственного агентства восстановления и развития инфраструктуры Мустафа Найем.
Он прокомментировал начатую 6 ноября польскими перевозчиками акцию блокирования трех пунктов пропуска "Корчова - Краковец", "Хребенне - Рава-Руська" и "Дорогуск - Ягодин": "Сейчас очень важно спокойно декларировать и зафиксировать два важных тезиса. ПЕРВЫЙ: Украина не намерена даже обсуждать возвращение к разрешительной системе".
"ВТОРОЙ: главной причиной подписания Соглашения о грузовых перевозках были нарушения Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. Война только ускорила этот процесс, за что мы благодарны всем нашим соседям и партнерам", – добавил Найем.
По его словам, Соглашение о ЗСТ запрещает ухудшать условия взаимного доступа на рынок, тогда как Польша установила Украине в 2016 году квоту 200 тыс. разрешений, в 2021 году – 120 тыс., при росте общего товарооборота со странами ЕС почти на 45%.
Глава Госагентства добавил, что Польша также прямо нарушала права Украины, в частности статью 5 "Свобода транзита" Генерального соглашения по тарифам и торговле, к которому Украина присоединилась 05 февраля 2008 года, которая предусматривает свободу транзита через территорию каждой стороны по маршрутам, наиболее удобным для международного транзита.
"Например, только в 2021 году из-за кризиса с польскими разрешениями мы потеряли до 500 млн евро только потому, что разрешения элементарно закончились, а новые польская сторона давать отказалась. Кто помнит, рынок тогда просто стал", – отметил Найем.
Он подчеркнул, что разрешительная система была искусственным барьером для осуществления свободной торговли, ограничивая не только двустороннюю торговлю, но и транзит украинских товаров в странах ЕС.
"И я очень надеюсь, что мы никогда не вернемся к этой позорной и дискриминационной практике, которая ограничивала нас в торговле с ЕС", – подчеркнул он.
Как писало ZN.UA, в отношениях Киева и Варшавы — новая старая проблема. С понедельника польские дальнобойщики блокируют три пограничных перехода с Украиной: «Корчова—Краковец», «Гребенне—Рава-Руська», «Дорогуск—Ягодин», пропуская лишь по одной фуре в час. Исключение делается для транспорта, перевозящего военный груз и гуманитарную помощь, топливо, животных и скоропортящиеся продукты, а также для легковых машин, пассажирских автобусов и экипажей спасателей. Детально читайте в статье Владимира Кравченко, обозревателя отдела международной политики ZN.UA - "Уступит ли Украина давлению польских перевозчиков?"