Сергей Тимченко: «Каждый день простоя — это не один, а три шага назад»

Поделиться
Глава Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергей ТИМЧЕНКО рассказал в эксклюзивном интервью для ZN.UA об особенностях, приоритетах и источниках финансирования земельной реформы, борьбе с коррупцией, выдаче госактов на землю и многом другом.

Глава Государственного агентства земельных ресурсов Украины Сергей ТИМЧЕНКО рассказал в эксклюзивном интервью для ZN.UA об особенностях, приоритетах и источниках финансирования земельной реформы, борьбе с коррупцией, выдаче госактов на землю и многом другом.

- Сергей Михайлович, многие эксперты очень тревожно отзываются о земельной реформе, ее реальных целях и возможных последствиях. Су­щест­вует ли четкая концепция развития сельского хозяйства и села, которая бы легла в основу этой реформы? Или просто стоит задача создать рынок земель, чтобы в стране бы­ло что скупать и чем торговать, а также под что привлечь кредитные ресурсы?

- Нет, это абсолютно не так. Цель реформы - найти для земли эффективного собственника и создать условия для развития украинского села, агропромышленного комплекса и экономики страны в целом. Отвечая скептикам, могу сказать, что еще два года - и над нами будет смеяться весь мир, потому что мы войдем в книгу рекордов Гиннесса как страна, которая дольше всех в современной истории проводит земельную реформу. Сейчас на этом «почетном» месте находится Мексика, проводившая земельную реформу 23 года. У нас этот процесс длится уже 21-й год. Поэтому пора бы набраться смелости и взять на себя ответственность, завершив эту реформу.

- Так дело в сроках? Не повредит ли спешка качеству?

- А куда дальше тянуть? Более двух десятков лет мы топчемся на месте или шарахаемся из стороны в сторону, не можем никак окончательно определиться и прийти к логическому завершению. Тем временем и сельское хозяйство, и само село все больше приходят в упадок и деградируют, а страна в целом упускает серьезнейшие возможности и ресурсы для развития. У нас что, глупый народ? Нет. У нас проблемы с землей? Нет, у нас лучшая земля в Европе.

- В том-то и дело, что на карту поставлен слишком важный ресурс. И не будет преувеличением сказать, что нынешний выбор предопределит дальнейшую судьбу страны…

- И чем дольше мы будем затягивать, тем глубже в омут будут уходить украинские черноземы, экономика и страна в целом. Судите сами: площадь Украины 60,4 млн. га, а сельхозугодий -
42 млн. га, так с чего же еще начинать поднимать экономику страны? Конечно же, с развития аграрно-промышленного комплекса.

Сегодня простаивают, истощаются или используются неэффективно миллионы гектаров сельхоз­угодий, которые могли бы более продуктивно работать на страну и ее экономику. Мы имеем парадоксальную ситуацию, когда собственники самых плодородных земель в мире живут за чертой бедности, а с карты Украины ежегодно исче­зают десятки сел. Поэтому каждый день простоя - это не один, а три шага назад.

Что же касается опасений, то я недавно уже говорил о существовании серьезной проблемы искажения информации о правах собственников сельскохозяйственных земель и их возможностях в условиях введения оборота земель. Поэтому здесь нам предстоит провести очень серьезную разъяснительную работу.

- Вряд ли найдется много противников необходимости самой реформы. Другое дело - как она будет реализована. Ведь можно сколько угодно говорить о необходимости избежать обезземеливания крестьян и т.п. А на деле через пять-десять лет получить ситуацию, когда все земли и сельское хозяйство будут контролироваться семью или десятью агрохолдингами. Все ведь к тому идет?

- Вот именно, что при нынешней несовершенной законодательной базе к этому все и идет.

Десять этих агрохолдингов уже есть. А реформа как раз направлена в другую сторону. Ее главная задача, поставленная передо мной лично президентом: не допустить обезземеливания крестьян и предусмотреть для этого максимум возможных ограничителей и инструментов. Один из них - создание государственного земельного банка, деятельность которого будет направлена на поддержание и повышение рентабельности мелкого и среднего бизнеса на селе. Понятно, что без денег для покупки техники, удобрений, семян, технологий невозможно поднять и развить какой-либо агробизнес даже при всем желании и будучи семи пядей во лбу.

После вступления в силу закона о рынке земли ее собственники как раз и получат возможность использовать тот капитал, который у них имеется, - их паи. Они смогут не только сдать их в аренду, причем теперь уже по более приемлемой цене, продать, подарить либо передать по наследству, но и самостоятельно или коллективно хозяйствовать на ней, получив под залог своего пая необходимый денежный ресурс для развития хозяйства. И со временем эти возможности будут только увеличиваться, поскольку с развитием рынка земли ее цена, как и размер арендной платы, будут неизбежно расти.

Мы ожидаем, что после появления рынка стоимость одного гектара сельхозугодий составит в среднем около 300 евро. Но это, конечно, явно заниженная цена, поскольку в той же Центрально-Восточной Европе в таких странах, как Венгрия или Польша, где сельскохозяйственные земли значительно более низкого качества, нежели у нас, они стоят как минимум на порядок дороже - три-пять тысяч евро и выше. А в странах Западной Европы цена вообще начинается от 10 тыс. евро.

Есть три основных показателя, влияющих на темпы роста цен на землю или ее аренду. Первый - это консолидация земель в единые, большие, инвестиционно привлекательные массивы. Соответ­ствующая законодательная база прописана в законопроекте «О рынке земель». Второй показатель - это развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса: подъездных путей, железнодорожных веток, элеваторов, зернохранилищ, техники и т.д. Третий - это контроль и повышение качества грунтов, недопущение деградации земель, как это происходит сегодня. Все эти меры земельная реформа предусматривает.

Что касается монополизации отрасли и чрезмерной концентрации земельных ресурсов отдельными лицами, то в законопроекте на этот счет предусмотрены специальные превентивные механизмы. И если мы значительно расширяем свободу действий продавцам, т.е. собственникам паев, то к покупателям государство подходит с очень жесткими требованиями, регламентацией и контролем. Во-первых, мы четко ограничили категории людей, которые могут владеть землей. Это физлица - граждане Украины, фермерские хозяйства, государство или территориальные общины.

Согласно нынешнему варианту законопроекта отдельное лицо сможет купить не более 2100 га. Но, скорее всего, максимум в одни руки будет ограничен 500 гектарами.

При покупке земли предусматривается предоставление декларации источников дохода, где покупатель должен доказать законность и прозрачность происхождения средств для покупки земли

Кроме того, каждый покупатель в рамках экономической конкуренции должен пройти антимонопольную проверку на родственные связи и на связи заинтересованных лиц.

- Все мы хорошо знаем цену антимонопольным проверкам… А почему при покупке обл­энерго или портов декларация о доходах не требуется, а для земли она необходима? Это сделано, чтобы жестко ограничить круг претендентов?

- Мы стараемся выписать закон так, чтобы он защищал интересы всех субъектов земельных отношений - от простого крестьянина до крупного арендатора. Сегодня все заинтересованы в правильном, цивилизованном и прозрачном законодательстве. Ведь только в случае, если земля будет куплена на полностью законных основаниях, эту собственность нельзя будет потом оспорить.

Кстати, во избежание злоупотреблений законопроектом предусмотрены нормы с целью пресечения скупки на подставных лиц. Не исключено введение специальных квалификационных требований к покупателям, таких, как наличие аграрного образования, опыта работы в сельском хозяйстве или ведения товарного сельскохозяйственного производства. В то же время молодым специалистам, а также лицам, ведущим хозяйственную деятельность на земле, планируется при покупке сельскохозяйственных земель предоставлять льготы: они получат возможность покупать земельные участки с рассрочкой платежа сроком на пять лет, а возможно, и больше. Для привлечения молодежи в села сегодня обсуждаются возможности предоставления льготного жилья или же долгосрочного дешевого кредитования.

Предусмотрены механизмы по недопущению спекуляций сельхозземлями. Для этого законопроект предусматривает специальные дифференцированные ставки государственной пошлины по договорам купли-продажи земли. Если вы перепродаете свой участок в первый год после его приобретения, придется заплатить пошлину в 100% от его нормативной денежной оценки, на второй год - 90%, на третий - 80% и так далее до 10%.

Кроме этого, будет введен либо десятилетний, либо вообще бессрочный мораторий на изменение целевого назначения сельскохозяйственных земель.

Ну и, наконец, скупка земель иностранным капиталом полностью исключена - на рынок не допускаются не только иностранцы, но и любые юридические лица.

- Говорят, что юристы уже нашли около десятка схем, как иностранцам обойти предусмотренные ограничения. Тем более что они уже и сегодня, через некоторые крупнейшие агрохолдинги, фактически владеют огромными сельскохозяйственными площадями.

- Это не совсем так. Не владеют, а получили право пользования через аренду. А если даже кто-то и владеет, то после принятия нового закона обязан будет провести ее отчуждение.

Пытаться обойти любой закон можно всегда. Но это может повлечь не только административную ответственность, но и проблемы с правоохранительными органами.

Но я хочу сказать, что принятие поданного нами законопроекта сделает практически невозможными теневые, скрытые схемы скупки сельхозземель. На сегодняшний день фактически все теневые схемы - это обход моратория, с отменой которого правовые коллизии в части ограничений прав собственности на землю будут ликвидированы.

А цивилизованный иностранный производитель, благодаря создаваемой им конкуренции местным арендаторам, - это скорее благо для тех собственников паев, которые не могут сами их обрабатывать, сдавая в аренду.

После принятия закона аренда вырастет с сегодняшних в среднем 300-350 грн. за гектар в год фактически в два раза - до 600-700 грн. А в дальнейшем, благодаря растущей конкуренции, станет еще выше.

- Благодаря чему после принятия закона вырастет стоимость аренды земли?

- За счет увеличения ее нормативно-денежной оценки. Кабмином будет пересмотрена формула расчета нормативной оценки, за счет чего она повысится в 1,7 раза. Сейчас она составляет в среднем 11800 грн., а уже с нового года этот показатель вырастет до почти 20 тыс. грн. за гектар.

- Это в среднем по Украине? Но, наверное, есть «вилка»?

- Да, конечно. Чтобы не перечислять, я говорю о средних показателях. Но какая бы «вилка» ни была, формула начисления стоимости аренды земли предполагает ставку не менее 3% от нормативной денежной оценки. Поэтому стоимость аренды, какая бы она ни была до этого, с 1 января 2012 года увеличится почти в два раза. И это уже неминуемо - соответствующее постановление Кабинета министров уже проходит последние согласования.

- Какие конкретно предусмотрены механизмы, чтобы небольшой предприниматель смог получить доступ к ресурсам?

- У него изначально уже есть пай в среднем в 4 га. Люди могут объединяться. У кого-то есть коммерческая жилка, а кто-то может быть исполнителем и тоже там трудиться, внося свой земельный пай. А сама земля после отмены моратория становится товаром. Под залог земли можно будет брать кредит, и в земельном банке ставка не будет превышать 8% годовых. Более того, для проектов, направленных на государственные нужды, например, развитие инфраструктуры агропромышленного комплекса, в земельном банке предполагается выдача беспроцентных кредитов. Роль земельного банка - больше социально-политическая, чем экономическая.

- Вопрос: откуда он будет брать ресурсы? Не превратится ли это в профанацию из-за хронического дефицита бюджетных средств?

- В распоряжении государства уже есть порядка 12 млн. га. Это земля, которую можно продавать, сдавать в аренду, получая от этого соответствующие денежные ресурсы. При земельном банке планируется создание земельного фонда. Только государство сможет покупать и перепродавать землю беспошлинно. Эта деятельность потенциально принесет огромные деньги, которые будут направляться в развитие агросектора.

Еще один источник - повышение ставки налога на землю, которая сейчас составляет 0,01%, или в среднем 12 грн. с гектара пашни. То есть налога на использование земли у нас практически нет, поэтому и простаивают «под паром» сотни тысяч, если не миллионы гектаров плодородной почвы. Увеличение ставки налога хотя бы до 1% плюс повышение нормативно-денежной оценки может принести дополнительные миллиарды гривен ежегодно.

По нашим подсчетам, при увеличении земельного налога на пашню до 1% ежегодные поступления составят более 5,5 млрд. грн. Мы выступаем с инициативой, чтобы 70% от этой суммы шли в местные бюджеты на развитие сельских территорий - а это в среднем 350 тыс. грн. ежегодно в бюджет сельского совета, а остальные средства - на поддержку целей земельной реформы.

- До нас доходит информация о начавшемся серьезном оттоке кадров из ведомства. Что это, репрессии?

- Борьба с коррупцией, которая только началась, имеет и обратную сторону медали - отток кадров. Никогда не заставишь человека, который на взятках получал до 30-40 тыс. долл. в месяц, честно работать на зарплату в полторы тысячи гривен. И здесь мы планируем ряд мер. На сегодняшний день мы достигли договоренности с Национальной академией аграрных наук им. Докучаева о трудоустройстве у нас их выпускников-краснодипломников. Они будут получать в нашем ведомстве максимально высокие должности. Еще сейчас у нас в стадии активной разработки совместный проект с Министерством образования и науки, молодежи и спорта. Речь идет о предоставлении той категории молодежи, на которую мы делаем ставку, долгосрочной - 30-летней - ипотеки на жилье.

Кроме того, сейчас ведутся переговоры с правительством об увеличении зарплат нашим служащим на 45% уже с января 2012 года. Ведь ситуация абсурдна - в Госкомземе старший специалист, ведущий специалист, специалист первой и второй категории имеют должностной оклад на уровне минималки - 985 грн., то есть такой же, как у уборщицы или водителя. А нагрузка на сотрудников, требования и ответственность - колоссальные, особенно в ходе реализации реформы и открытия рынка земли.

И самое основное. Если мы налог на землю сделаем не 0,1% от нормативно-денежной оценки, а хотя бы 1% с гектара, то это и даст нам средства как минимум на завершение земельной реформы. Если внести ряд законодательных изменений, то появится возможность предоставить достойную оплату труда и повысить ее в три-пять раз. Вот тогда и борьба с коррупцией будет эффективной. С подобной инициативой я уже выступил на недавнем аппаратном совещании у вице-премьера Андрея Клюева, и он меня поддержал. Соответствующие документы мы подаем в Кабмин.

- Деньги на завершение реформы появятся только в следующем году?

- В проекте госбюджета на 2012 год деньги, хоть и в не совсем достаточном количестве, но заложены. Это более 333 млн. грн., направленных на ведение земельного кадастра, размежевание земель, бесплатную выдачу госактов.

Основной упор делается на местные бюджеты, потому что туда поступают деньги от возмещения потерь лесо- и сельскохозяйственного производства. Речь идет о том, что при изменении целевого назначения лесов либо сельхозземель должна на местах выплачиваться соответствующая компенсация. В совокупности за счет государственного и местных бюджетов мы получаем определенные средства для мероприятий по земельной реформе. Но в том объеме, в котором хотелось бы, мы их сможем увидеть, как вариант, при увеличении земельного налога. Второй вариант - за счет продажи государственной и коммунальной земли через аукционы после принятия закона о рынке земель.

- Они же еще не размежеваны толком…

- Мы же не говорим, что только собираемся размежевывать, этот процесс уже идет. Например, есть такие области, как Одесская, которая к открытию рынка будет размежевана на все 100%. Но есть и другие области, которые отстают. Но сейчас президент Украины дал нам и отдельно всем губернаторам специальное поручение, потому что даже уже имеющиеся деньги на размежевание зачастую не использовались по назначению, а хранились на депозитных счетах. Глава государства поставил четкую задачу: завершение размежевания земель коммунальной и государственной собственности, и каждый из губернаторов несет за это персональную ответственность. После такого президентского внушения этот камень обязательно сдвинется с мертвой точки.

- Когда будет ликвидирована задолженность и начнет полноценно работать единое окно?

- Единое окно начнет работать при вступлении в силу закона о кадастре с 1 января 2012 года. Там предусматривается персональная ответственность специальных уполномоченных лиц - кадастровых регистраторов и т.д.

Но нынешняя задолженность, а это около 330 тыс. госактов, накапливалась еще с 2003 года. Для чего? Очередь - это механизм для вымогательства чиновниками денег у граждан Украины. Получает госакт только тот, кто прошелся по кабинетам и раздал деньги.

Наша задолженность будет ликвидирована к новому году, более того, с уверенностью могу сказать, что и раньше.

Но нам трудно сосчитать те акты, которые висят у лицензиатов, зачастую уже закрытых фирм, услуги которых люди уже оплатили, но документов так и не получили. Эти документы очень часто у нас даже не зарегистрированы. Поэтому я хотел бы посоветовать людям обращаться непосредственно в госструктуры - Центр земельного кадастра, государственные институты землеустройства, тут государство несет ответственность.

А фирма набрала денег в лучшем случае по одному разу, а в худшем иногда доходит до пяти, и не несет никакой ответственности. Они поменяли вывеску, закрылись или обанкротились. Со своей стороны мы уже приняли ряд мер. Буквально сегодня выносим на Кабмин предложения об ужесточении норм получения лицензии. Нам хотелось бы, чтобы те фирмы и люди, которые предоставляют такие услуги и отвечают за качество работ, прежде чем получить лицензии, проходили в государственных вузах хотя бы двухнедельное обучение, после которого сдавали экзамены на профпригодность. Это первое. И второе - чтобы хотя бы раз в год они проходили курсы повышения квалификации…

- Как показывает опыт, это тоже может быть хорошим способом взимания поборов…

- Подчеркну еще раз, что это будут не «уполномоченные» фирмы, а государственные вузы. И с поборами там будет достаточно сложно. Деньги в государственных вузах по-другому контролируются, чем в «ручных» частных компаниях.

Но самое основное, что мы бы хотели видеть (не знаю, удастся ли нам этого добиться или нет), это черный список. В который войдут фамилии конкретных людей, отвечающих за качество работ. Чтобы лишали лицензий не фирмы, которые могут завтра перерегистрироваться, а лишали права на работу конкретные персоналии.

Что касается задолженности, то на сегодняшний день мы идем по такому графику: вот показатели на четверг по областям. Наилучшие - Кировоградская, где задолженность погашена на 96,6%. Далее - Хмельницкая (62,4%), Терно­польская (62%), Херсонская (59%). Это при том что выдача началась буквально десять дней назад.

К сожалению, есть области-аутсайдеры - это Черновицкая, Луганская, Ивано-Франковская и Запорожская. Сегодня на селекторном совещании я вынес четыре выговора. И заверил ответственных лиц, что если эти выговоры их не отрезвят и не отвлекут от «более важных» дел, то через неделю они получат по второму выговору и уйдут с «волчьим билетом» без права трудоустройства в земельной сфере.

Мы десять дней назад уже разослали официальное предупреждение о том, что ожидает за невыполнение президентского поручения. И точно так же, как каждый начальник областного или районного управления, я персонально перед президентом отвечаю за погашение задолженности по государственным актам.

Как известно, в связи с административной реформой мы находимся в стадии реорганизации. Пришлось поставить основное и главное условие перехода чиновников из Госкомзема в агентство - это ликвидация задолженности по государственным актам.

- Будут ли вовлечены в оборот земли Министерства обороны и Национальной академии аграрных наук?

- Продать или купить эти земли может только государство в лице высшего государственного органа исполнительно власти в сфере землеуправления, то есть Государственного агентства земельных ресурсов. Любая другая, даже государственная структура, в распоряжении которой эти земли находятся в настоящий момент, не имеет на это права.

Чтобы продать государственную землю, которая находится сейчас у Минобороны, МинАПК, университетов или кого-то еще, надо сначала оттуда забрать, передав в государственный резерв. Мы выступили с инициативой: провести инвентаризацию и мониторинг государственных земель, чтобы определить, как земли этих ведомств используются. Думаю, что там мы найдем немалое количество земель, которые не используются по прямому назначению или простаивают, что является непозволительной роскошью, особенно если это земли сельхозназначения. Потом эти земли будут переданы либо местным советам, либо в государственный резервный фонд. Только после этого они могут быть проданы.

– А сколько имеется в наличии земель невостребованных паев или паев умерших людей, которые не были переданы по наследству. Кто будет ими распоряжаться?

– По нашим данным, невостребованные паи составляют около 1,2 млн. га, а земли выморочного наследства – еще около 1,8 млн. га. Эти земли на сегодняшний день не имеют фактических собственников, не обрабатываются либо обрабатываются нелегально, деградируют. Со вступлением в силу законопроекта о рынке земли они также будут переданы в государственный резервный фонд, а уже потом государство сможет ими распоряжаться по своему усмотрению.

- Вы говорили, что президент возложил на вас ответственность за аграрно-земельную реформу. Получается, что главный идеолог аграрной реформы вы? Или же Николай Присяжнюк, Ирина Акимова, компания McKinsey? Чьи фамилии потом красной или черной строкой будут вписаны в историю?

- Ответственность несем персонально министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк и я.

- А что будет, если через пять лет все окажется по-другому, нежели вы сейчас говорите?

- Сделаю все возможное, костьми лягу и буду отвечать. Я и сейчас беру на себя ответственность за каждый сделанный мною шаг. Что же касается всего остального, то мы живем в демократической стране, и если мы не справимся с этой задачей, значит, люди выберут другой парламент и, соответственно, другую власть. Если мы не выполним обещания, то нас не будет.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме