Подготовка Плана помощи Украине в рамках объявленной Европейским Союзом инициативы о создании отдельного инструмента поддержки финансирования потребностей восстановления Ukrainian Facility на протяжении 2024–2027 годов потребует от государства серьезной аккумуляции усилий и станет своеобразным вызовом, учитывая его масштабность и одновременно конкретность, пишут в совместном материале для ZN.UA «Планы, деньги, территории — люди! Как создать План Украины, на который ЕС захочет потратить 50 миллиардов» Виталий Безгин, Анатолий Ткачук и Юрий Третяк.
Авторы отмечают, что тысячи километров дорог, сотни мостов или миллионы квадратных метров мало что означают для конкретных граждан где-то в Сумской, Херсонской или Ивано-Франковской области. А реализацию такого амбициозного инструмента нужно направить непосредственно на человека.
В частности, по задумке ЕС, деньги, которые планируют выделить нам, должны быть использованы через конкретные проекты, а не объекты, управляемые именно интересами конкретного человека в конкретном регионе. И основным параметром планирования должна быть парадигма европейской политики сплоченности, являющейся ключевой инвестиционной политикой ЕС.
План должен стать демонстрацией готовности Украины к интеграции в ЕС и должен содержать необходимые меры по восстановлению, проведению реформ и развитию Украины именно через призму комплексного развития территорий в интересах их жителей.
При этом подготовка Плана должна основываться на понимании ситуации в регионах и территориальных громадах, в него должны быть привлечены различные субъекты регионального и местного уровней, территориальных громад, ассоциаций местного самоуправления, общественности.
При этом проект должен быть реалистичным и хорошо просчитанным в отношении необходимых сумм и индикаторов, подтверждающих выполнение запланированного, иначе деньги не будут поступать.
Авторы очертили семь конкретных шагов для правительства и Мининфраструктуры, которые нужно сделать прямо сейчас:
Во-первых, Украине уже нужно формировать команду тех, кто будет готовить проект Плана.
«Если действовать, как всегда, — разбрасывать по министерствам, чтобы те предоставили предложения, — получим кучу разного, что невозможно сшить в цельный документ. Должна быть ключевая команда, которая определит структуру документа и выдаст технические задачи ЦОИВ, другим органам и ключевым институтам вне власти. В этой команде должны быть представители ЕС с соответствующим мандатом», - считают авторы материала
Второй момент – каждое решение нужно просчитывать с точки зрения территориального влияния: как оно будет влиять на решение проблем местных жителей и экономический рост территориальных громад и регионов.
Третий аспект – в основе плана должна быть статья 174 Договора о функционировании ЕС, предусматривающая «подтягивание» к надлежащему уровню жизни отдаленных территорий, чтобы уровень благосостояния по стране (в том числе и по ЕС) был равномерным. Для этого правительству необходимо выработать и принять ряд актов, вытекающих из закона ЕС, и внести изменения в Государственную стратегию регионального развития, согласованную с Планом.
Четвертый нюанс – из-за российского вторжения в Украине появились новые регионы, развитие которых связано с рисками безопасности. Речь идет о приграничных зонах с Россией и Беларусью. Их возможности развития будут иметь существенные отличия.
Пятая особенность, которую следует учесть, – громады в зонах наивысшего риска безопасности, а также те, где кардинально уменьшилось количество населения и произошли большие разрушения, должны иметь другие правила бюджетного финансирования, финансовой и организационной поддержки.
"Украинская децентрализация продемонстрировала эффективность во время войны и ее нельзя сворачивать", - отмечают авторы материала.
Особенно важный шестой момент - работа над Планом, особенно на начальном/концептуальном и финальном этапах, должна быть максимально прозрачной с привлечением представителей территориальных громад, ассоциаций, украинских и иностранных независимых экспертов и консультантов, общественных организаций.
И последний, седьмой пункт, который авторы считают обязательным для выполнения в рамках подготовки плана, – необходимо подготовить методические материалы для одинакового понимания процедур финансирования и отчетности, и организовать обучение должностных лиц, ответственных за работу над реализацией Плана, особенно инвестиционных задач.
О том, почему и что немедленно должно сделать украинское правительство и Мининфраструктуры для того, чтобы реально претендовать на помощь Запада, оставив позади эпоху красивых презентаций, не подкрепленных реальными документами политики, читайте подробнее в материале.