Население РФ в сентябре 2015 года под влиянием снижения реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов существенно изменили свои потребительские предпочтения и перешли на "сберегательную" модель поведения. Как отмечают в Минэкономразвития РФ, это отражает желание создать "подушку безопасности" на случай ухудшения экономической ситуации.
"Снизившись в августе до 14,8%, норма сбережений в сентябре вернулась к росту и составила 15% (с исключением сезонного фактора). Склонность к сбережениям находится на высоком уровне и отражает желание населения обезопасить себя, создавая "резерв" на случай возможного ухудшения экономической ситуации", - отмечается в документе, который цитирует "РИА Новости".
С исключением сезонного фактора реальная зарплата в сентябре показала нулевую динамику, но ее годовые темпы сокращения увеличились до 9,7% против 9% в августе. В январе-сентябре показатель сократился на 9% к соответствующему периоду прошлого года. В МЭР ожидают улучшения ситуации в последующие месяцы, чему должны будут способствовать постепенное замедление инфляции и эффект базы конца 2014 года.
В документе указывается, что по сравнению с сентябрем 2014 года оборот розничной торговли снизился на 10,4%, что является максимальным снижением в текущем году, в том числе по пищевым продуктам, включая напитки и табачным изделиям - на 9,7%, по непродовольственным товарам - на 10,9%.
По оценке Минэкономразвития РФ, снижение оборота розничной торговли с исключением сезонности в сентябре составило 0,9%. В целом за период с начала года оборот розничной торговли снизился на 8,5%.
Кроме того, в сентябре усилилось снижение годовой динамики платных услуг населению. По сравнению с сентябрем 2014 года объем оказанных населению платных услуг уменьшился на 3,5% против снижения на 2,9% в августе. За январь-сентябрь 2015 года объем платных услуг населению снизился на 1,9% к соответствующему периоду прошлого года.
Ранее сообщалось, что украинцы из-за падения реальных доходов в 2015 году также перераспределяют свои потребительские корзины и экономят на продуктах питания. В том числе из-за кризиса украинцы стали меньше есть торты и шоколад и в целом сократилось потребление кондитерских изделий, что привело к сокращению их производства.