Верховная Рада Украины на заседании 9 августа приняла в целом законопроект №5431 об усилении роли Антимопольного комитета, принадлежащий к числу так называемых евроинтеграционных. Как сообщил народный депутат Ярослав Железняк, за инициативу проголосовали 258 депутатов.
Фракции парламента законопроект поддержали следующим образом:
- Слуга народа - 192
- Европейская солидарность - 0
- Батькивщина - 0
- Платформа за жизнь и мир- 20
- За будущее – 9
- Голос - 1
- Доверие – 16
- Восстановление Украины – 13
- Внефракционные - 7
«Я не голосовал за этот закон и считаю его мягко говоря не очень качественным. Сначала нормальная способность – а затем полномочия. Еще создается один ручной орган с чрезвычайными полномочиями лезть в бизнес», - прокомментировал законопроект Железняк.
Законопроект был принят в первом чтении еще в июле 2021 года. Еще до его принятия за основу Национальное агентство по предотвращению коррупции признало его коррупционным. Тогда же против его принятия выступили Ассоциация юристов Украины, Американская торговая палата и ряд других общественных и профессиональных ассоциаций и экспертов.
Согласно данным накануне второго чтения, известно, что законопроект вводит следующие изменения:
- инструменты солидарной ответственности – если компания-нарушитель входит в группу компаний, то недостача будет взиматься с группы.
- усовершенствуется процедура освобождения от ответственности, или так называемое Leniency – участник антиконкурентных согласованных действий может по собственной воле обратиться в АМКУ и начать сотрудничество с органом, предоставляя тому важные доказательства и информацию по делу. В ответ участник получает полное освобождение от ответственности, хотя и обязан компенсировать потерпевшим причиненный вред. Правом нельзя воспользоваться, если в течение последних пяти лет лицо уже несло ответственность за такое же правонарушение.
- усиление независимости АМКУ за счет улучшения условий труда. Так, ко второму чтению в законопроекте должностные оклады увеличили вдвое почти для всех позиций, а для председателя и государственных уполномоченных – и вообще втрое.
- АМКУ получает больше возможностей в направлении проведения проверок и получения конфиденциальной информации. Авторы законопроекта считают это позитивом, ведь это дает больше возможностей противодействовать правонарушениям.
В то же время, независимость АМКУ остается под вопросом, поскольку в законе этот вопрос не поднимался никоим образом. В частности, существующая процедура назначения главы АМКУ не отвечает Конституции – главу АМКУ назначает Совет за представление премьер-министра. Однако по действующему закону "Об Антимонопольном комитете Украины" главу назначает и увольняет президент, что и происходит на практике.
Почему главное конкурентное ведомство страны занимается не картельными сговорами, а этикетками товаров, игнорируя даже вопиющие нарушения, рассказывает Виктор Конев в статье «Антимонопольный комитет под микроскопом. Не все увиденное вам понравится».