Счетная палата Украины проанализировала отчет о работе Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) за прошлый год, и, по идее, в нем не могло быть никакой крамолы. С 2019 года АМКУ хронически забывает о составлении каких-либо планов работы, соответственно, отчитываться им проще простого. Но Счетную не проведешь. Выводы ее спецов во многом объясняют, почему главное ведомство, отвечающее за конкурентную политику, до сих пор не стало «экономической прокуратурой».
Не штрафами едиными
АМКУ существует не только для взимания штрафов за несоответствие этикетки содержанию продукта. Прежде всего он — контролер соблюдения конкурентных правил и рыночных законов в стране. Если, к примеру, в разгар лета вдруг практически одновременно по всей стране подскочили цены на яйца, это мало похоже на конкуренцию и это сигнал для АМКУ. Ну, или когда почти все облгазы страны вдруг оказались под контролем одного олигарха... Антимонопольный не мог этого не заметить, но... не заметил.
Публичные закупки — тоже парафия АМКУ. И если одно государственное ведомство закупает все те же яйца по 50 грн за десяток, а другое — по 170, тут тоже есть над чем поработать АМКУ. Но не спешат…
Хотя сейчас формирование цивилизованного внутреннего рынка и борьба с коррупцией — еще большие приоритеты, ведь Украина ждет западных инвесторов, а те ждут привычных им конкурентных практик, а не бизнеса «по-украински».
Есть даже позитив
Вот почему смущает, что во всем отчете Счетной палаты о результатах прошлогодней деятельности АМКУ нашелся аж один позитивный момент.
Экономический эффект деятельности АМКУ и его подразделений в прошлом году составил 5,27 млрд грн. На 2% больше, чем в довоенном 2021-м. Но не спешите радоваться, это не реальные миллиарды. Просто коэффициент эффективности АМКУ измеряется… в гривнях, но, скорее, условных, нежели реальных. Растет коэффициент с каждым новым штрафом, и не факт, что этот штраф потом не был оспорен в судах.
На этом позитив заканчивается. Условные гривни и коэффициенты — это одно, а конкретные деньги — совсем другое.
Так, объем штрафов, наложенных на нарушителей законодательства о защите экономической конкуренции, рухнул в 2022-м по сравнению с предыдущим годом на... 92% (поступило всего 558 млн грн против 7,2 млрд в позапрошлом году, а фактически уплачено еще меньше — 330 млн). Нет, нарушать меньше не стали, просто реальный сектор сократился, да и внимания ему должного антимонопольщики не уделяли. Количество пресеченных нарушений за год съехало на 63,5%. Все прочие показатели АМКУ, да и все экономические индексы за прошлый год тоже ниже плинтуса...
Где план работы?
Конечно, Счетная палата тоже заметила главную проблему отчета АМКУ — отсутствие плана, обязательного для всех главных распорядителей бюджетных средств.
Совершенно очевидно, что при отсутствии плана деятельности невозможна и оценка достижений АМКУ.
...Однако, по информации Комитета, приказом главы АМКУ от 16 февраля 2023 года конкретный план работы с указанием приоритетов на 2023 год хоть и с опозданием, но был-таки утвержден. Что ж, хоть тут исправляются…
Концентрируемся...
Напомню, что с началом полномасштабной войны АМКУ приостановил рассмотрение всех заявлений о предоставлении разрешений на концентрацию субъектов хозяйствования. Но в июне прошлого года работа в сфере концентраций была возобновлена.
Наиболее распространенными видами концентрации, по которым Комитет на протяжении 2022 года предоставил разрешения, являются:
- приобретение акций (долей, паев) — 152 разрешения (40,1%);
- слияние — 150 разрешений (39,6%);
- приобретение контроля в других формах — 53 разрешения (14,0%);
- совместное создание предприятия — 15 разрешений (4,0%);
- другие — 9 разрешений (2,4%).
Среди предоставленных Комитетом разрешений на концентрацию лидируют рынки лесного хозяйства, обработки и продажи древесины — 39,6%; услуг землеустройства и услуг с недвижимым имуществом — 14,5, АПК — 9,5, промышленности — 7,7%.
Вот бы еще «сконцентрировать» все подпольные пилорамы, которые перепиливают в доски и брусья ворованный лес, отправить под пресс да в металлолом, а их хозяев — на отсидку вместе с теми, кто по-пиратски подчистую вырезает украинские леса, и теми правоохранителями, которые стараются этого не видеть...
Но этим АМКУ не занимается, это — работа других ведомств. И это лишь эмоциональная ремарка, от которой я не смог удержаться.
Что почем?
С появлением легального рынка земли процесс купли-продажи участков непременно будет идти (и идет) в сторону концентрации. И тут уж именно АМКУ обязан вовремя опустить шлагбаум.
Услуги, предоставляемые АМКУ желающим сконцентрироваться, платные. В прошлом году поступило 10 млн грн — это очень мало. Микроскопически мало в масштабах государства. Причины оцепенения, в которое впали рыночные процессы, понятны — война и неопределенность. Бизнес в таких условиях к инвестициям и концентрациям не готов.
За что?
Еще в 2016 году АМКУ были утверждены рекомендательные разъяснения о базовых размерах штрафов за нарушения антимонопольного законодательства. Тяжесть нарушений была градуирована следующим образом: максимальная, значительная, средняя или умеренная.
И вот уже в середине 2023 года Счетная палата обратила внимание на то, что рекомендации не содержат четкого определения степени тяжести нарушения. Действительно, что такое «максимальный», «значительный», «средний»?
Такие обтекаемые формулировки делают невозможным четкое установление размера штрафа и позволяют сотрудникам Комитета применять в аналогичных случаях различные подходы к расчету размера штрафа. Как следствие, есть риски неоднозначности и непрозрачности при расчете размера штрафа, применяемого за то или иное правонарушение.
Снова эмоциональная ремарка: а ведь это попахивает произволом с отдушкой коррупции!
Сумма наложенных штрафов по сравнению с предыдущим 2021 годом снизилась почти в 13 раз (!). Показатель реальной уплаты штрафов и пени за нарушение конкурентного законодательства по сравнению с 2021 годом уменьшился более чем на 200 млн грн и составил 33,6 млн.
Самый большой штраф за 2022 год наложен по делу об антиконкурентных согласованных действиях в виде сговора на торгах по закупке магистралей, трубопроводов, труб стальных, обсадных труб, тюбингов и сопутствующих изделий. На сговоре попались ООО «Укрстальпостач» и ООО «Украинский трубный завод». Сумма штрафа — 103,3 млн грн. Но это не значит, что его с готовностью уплатили.
В 2022 году фактически выполнено лишь 57 исполнительных производств на общую сумму 151,6 млн грн. При этом на исполнении в отделах государственной исполнительной службы по состоянию на 31 декабря 2022 года находилось 968 исполнительных производств на общую сумму 2,9 млрд грн.
Будут ли взысканы деньги по всем исполнительным производствам? Вряд ли. Счетная палата признает, что в 2022 году, как и раньше, решения о наложении крупных штрафов бизнесом добровольно не выполнялись, а обжаловались в судах. Зависая там на год-два. За это время многие ответчики успевают избавиться от всех своих активов, что делает невозможным даже принудительное исполнение принятых АМКУ решений.
Куда нести жалобы? Некуда
Да и не все жалобы, по идее, сразу нужно нести в суд. Еще в октябре 2021 года Кабинетом министров Украины было принято постановление №1083, которым предписывалось включить в структуру аппарата АМКУ десять должностей уполномоченных по рассмотрению жалоб в сфере публичных закупок, где разгораются нешуточные баталии. Соответствующий приказ был подписан главой АМКУ. Но вот что удивляет: и постановление Кабмина, и приказ руководителя АМКУ были проигнорированы. На конец 2022 года в АМКУ комиссия по рассмотрению жалоб не создана. И даже без ответа на вопрос: «А почему?».
Таково в очень общих чертах и широкими мазками положение дел в Антимонопольном. Соответственно, можете себе представить и степень здоровья конкуренции в стране, и контроль на закупках, и прозрачность концентраций активов, и, конечно, желание потенциальных инвесторов нырять в этот омут… Счетная палата отмечает, что «реформирование АМКУ в очередной раз откладывается» — очень, даже слишком, дипломатичная формулировка.