Продавцы воздуха, или Новогодне-бюджетные поздравления от правительства

Поделиться
По доброй украинской традиции, свои бюджетно-законодательные подвиги Кабмин и народные депутаты приурочили к Новому году...

Из столиц каждый час
Весть доходит до нас
Про какой-то финансовый кризиc.

Н. Некрасов, 1860

По доброй украинской традиции, свои бюджетно-законодательные подвиги Кабмин и народные депутаты приурочили к Новому году. Как только до праздничного боя курантов осталось девять дней, и ждать чуда стало больше неоткуда, документы из Кабмина посыпались, словно из рога изобилия. В Верховную Раду поступило 17 так называемых ресурсных законопроектов, призванных обеспечить доходную базу бюджета на будущий год. Плюс сам проект госбюджетного закона в редакции от 23 декабря с.г. (№3000), который Юлия Владимировна лично — ввиду болезни министра финансов — поспешила в тот же день представить народным депутатам.

Лето красное пропели. Слаженным депутатско-правительственно-президентским хором. Никто никому не мешал еще в июне-июле рассматривать срочно понадобившиеся в декабре законопроекты о местных налогах и сборах, ликвидировать льготы госчиновникам и народным депутатам, устанавливать санкции за незаконное использование земель и даже повышать с 45 до 55 лет пенсионный возраст военнослужащим. Но летом был такой облом… Сердце млело от 30-миллиардного перевыполнения бюджета, круто замешанного на инфляции. Казалось, экономическое процветание будет вечным или, по крайней мере, до президентских выборов.

До выборов, увы, не дотянули. Просто удивительно, насколько хлипким оказался запас прочности у экономики 46-миллионной страны, на словах цивилизованной и европейской, а на деле раздираемой безграмотной экономической политикой и беспрерывными феодально-межусобными войнами.

Лишь за девять дней до конца года все резко озаботились тем, как жить в 2009-м и как казну наполнять. Но воевать, конечно же, не прекратили…

Макропогрешность

Первый по-настоящему тревожный бюджетный звонок прозвучал в ноябре: план по поступлению доходов общего фонда успешно завалили. Хотя доходы при этом оказались еще неплохими, примерно на уровне ноября
2007-го. То ли дело в декабре: по данным Госказначейства, к 22-му числу фактически поступило 5,29 млрд. грн., то есть месячный план в 17,7 млрд. грн. выполнялся лишь на 30%.

На диаграмме с ведомственного сайта это еще не выглядит как пике — просто «дорожка» идет под откос. Вместе с прошлой, довольно сытой бюджетной жизнью. Но если учесть затяжные январские праздники и общую тенденцию недобора бюджетных доходов в первом месяце года, то в 2009-й страна вступает трудно: с пустой казной, неясными ценами на газ и отсутствием каких-либо перспектив перехватить несколько сотен миллионов долларов на внешних рынках.

Сначала Юлия Тимошенко попыталась уговорить ВР принять в первом чтении еще сентябрьский, докризисный, вариант бюджета. Не удалось. Поэтому 23 декабря в парламенте появилась новая редакция документа, основанная на, мягко говоря, сомнительных макропоказателях и механически урезающая расходы по важнейшим статьям.

Чтобы как-то сохранить лицо, сохранив дефицит в рамках приличий, в правительстве всячески «надували» прогноз реального ВВП на 2009 год. И к 17 декабря из-под чиновничьего пера вышло «нечто» на уровне 0,4%. Этот прогноз, подчеркнула премьер на презентации госбюджетного проекта, является «достаточно оптимистичным» на фоне того, что происходит сейчас в мире. Ну а дальше последовала приевшаяся риторика о том, что национальная элита Украины должна ставить перед собой несколько более высокие задачи, чем просто констатировать стагнацию…

Международные финансовые организации в отношении Украины делают совсем другие прогнозы. Вот совсем свежий, вторничный — от Всемирного банка: падение украинского ВВП на 4% при инфляции в 13,6%. Некоторые эксперты говорят и вовсе о -9,9%.

Кабминовские цифры не «бьются» со всеми остальными? Но, может, так и задумано, ведь при прочих равных условиях завышенный ВВП при явно заниженной инфляции (9,5% по прогнозу правительства на 2009 год) может дать хотя бы видимость балансировки.

Впрочем, в нашем конкретном случае для бюджета-2009 куда более важны объемы импорта (так как до последнего времени 2/3 поступлений обеспечивала таможня), а также убытки убыточных и прибыль прибыльных предприятий. Однако такие прогнозы на нынешней зыбкой почве строить просто немыслимо.

А если вспомнить о массовых увольнениях и сокращении зар­плат, то на наших глазах рушится главный фундамент благополучия местных бюджетов — налог на доходы физлиц. Очень мрачные перспективы для местного самоуправления, особенно на фоне неминуемого повышения затрат на газ, тепло и коммунальные услуги.

24 декабря, на второй день после обнародования проекта бюджета, Ассоциация городов Украины и общин обратилась к председателю ВР Владимиру Литвину в связи с финансовыми проблемами 2009 года. Мэры сообщают о таких «перлах» будущей главной сметы страны, как утопический прогноз роста заработной платы (на 13%), отсутствие субвенций на социально-экономическое развитие, недоучет инфляционных процессов, вследствие чего на местах недополучат порядка 7 млрд. грн., финансирование субсидий, субвенций для расчетов по газовым долгам, мероприятий по Евро-2012 по специальному фонду, консервация на уровне 2008 года расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей...

В ассоциации подсчитали: в случае принятия такого закона местные бюджеты недополучат около 20 млрд. грн., минимально (подчеркиваем это слово) необходимых для обеспечения собственных и делегированных полномочий органов местного самоуправления.

Наши дефициты

Официальный дефицит госбюджета-2009 увеличен до 31 млрд. грн., что даже при супероптимистичном прогнозе ВВП составляет 3%. Как после этого власти будут объясняться с МВФ? Ведь программа сотрудничества, поддержанная кредитом, предусматривала бездефицитный бюджет.

Фишка в том, что фактическая прореха настолько существеннее, что это заметно невооруженным глазом. Ведь при верстке бюджета, дабы придать хоть видимость баланса, разработчики были вынуждены увеличить размер внутренних заимствований в 6,5 раза (!) против 2008 года — до 69,9 млрд. грн. Да к тому же дописали еще еврооблигаций на 700 млн. долл.— при лежащих-то финансовых рынках!

Итак, если мы правильно понимаем, около 1/4 доходов сводного бюджета на будущий год — это воздух. А если правы в Ассоциации городов Украины, если прав первый заместитель главы секретариата президента Александр Шлапак, на этой неделе заявивший, что «как минимум 18 млрд. грн. доходной части дописано» благодаря нереальным макропрогнозам, то фактический дефицит может оказаться просто запредельным. Есть от чего заболеть министру финансов…

Эксперты единодушны: ни внутри страны, ни за рубежом нет покупателей, способных приобрести украинских ОВГЗ на 70 млрд. грн. Конечно, кроме Национального банка (читай — эмиссия). Но там категорически против. Нацбанк и без того уже потрудился на ниве финансирования бюджета, приобретя за период с 1 ноября по 18 декабря с.г. госбумаг на 8,54 млрд. грн., т.е. свыше 90% всего объема, размещенного с начала года.

Кроме того, в НБУ не могут не понимать всю степень риска при эмиссионном финансировании дефицита госбюджета. Все закончится разрастанием денежной массы, инфляцией и новой девальвацией гривни.

Как нам представляется, именно эмиссионное финансирование дефицита, а не игры НБУ с рефинансированием, стало камнем преткновения в отношениях между руководителем главного банка страны и премьером. Камнем, который ни объехать, ни обойти.

Но ведь у нас есть стабфонд! — вдруг вспомнит читатель, замороченный заявлениями оптимистов по должности.

Теоретически — есть. Недели две назад, на пресс-конференции в Минфине, автор этих строк поинтересовалась: а сколько денег в стабфонде есть в данный момент и сколько будет на 1 января? Разумеется, ни одна цифра так и не была озвучена.

Этого, конечно, могут не знать руководители страны, но любые стабфонды формируются не в условиях кризиса, а в благополучные времена, когда есть лишние деньги, и их можно отложить на «черный» день. Кроме того, источники создания украинского стабфонда были выписаны так, что задействовать их — при нынешних-то персонажах во власти! — можно и не мечтать.

Согласно бюджетному законопроекту, стабфонд-2009 формируется за счет средств от приватизации, в том числе от продажи (аренды) земель несельхозназначения, целевого размещения гособлигаций и… изменения остатков стабфонда (я не выдумываю, так в п. 6 ст. 19). Про облигационные перспективы мы уже сказали. Но ведь с приватизацией у нас ничуть не лучше: в 2008 году она умерла, так фактически и не начавшись...

Стоит только Тимошенко выставить на продажу «Турбоатом» или пакеты акций генерирующих энергокомпаний, как Ющенко с патологическим упорством это постановление КМ отменяет. Направляя представление о неконституционности в Конституционный суд.

Представление гарантированно остается без последствий, в связи с неподведомственностью вопроса: такое случалось уже дважды. А вообще, что касается «Турбоатома» и энергокомпаний, то Виктор Андреевич уже трижды (!) с начала 2008 года «хоронил» приватизационные планы правительства: указами от 11 апреля, 21 июля и 19 декабря. Причем вторая отмена случилась ровно через два дня после того, как схема конституционной «балалайки» была подробно расписана на страницах «ЗН» (см. №27 за нынешний год).

И таких указов, запрещающих приватизацию, может быть ровно столько, сколько постановлений, ее разрешающих. Закон самосохранения бюрократии, однако.

Все бы ничего, но, согласно ст. 76 бюджетного проекта от 23 декабря с.г., свыше 31 млрд. грн. стабфонда (в том числе 8,5 млрд. — от приватизации) уже расписаны по направлениям. Их ждут в АПК (2,2 млрд. грн. на удешевление кредитов и реализацию инвестпроектов), в угольной отрасли (5,0 млрд. на удешевление кредитов и техническое перевооружение), энергетике (600 млн., в том числе на программы создания ядерного цикла), на предприятиях оборонного комплекса, авиа- и машиностроения (896 млн.), в ЖКХ (500 млн. грн.), в регионах в конце концов (1,5 млрд. на реализацию инвестпроектов). Без этих денег не будет модернизации вооружений и создания новой военной и специальной техники (3,9 млрд.), практически заглохнет программа подготовки к Евро-2012 (4,35 млрд. грн.)

Так что задача сегодняшнего дня — и приватизацию двигать, и внутренние заимствования развивать. Вот только бы удалось сместить тех недалеких политиков, которые своим жестоким соперничеством ежечасно разрушают экономику и всю страну.

Зубы на полку! Страна на диете

Вы еще помните, с какой настойчивостью Виктор Ющенко продвигал идею о 5 млн. рабочих мест в 2004-м и свои социальные инициативы в 2007-м?
Сегодня он обещает стабилизацию гривни — то к 29 декабря, то к 31-му.

Таким же красивым, но пустым звуком оказались обещания лидера БЮТ. Выплатив за 2008-й 6,4 млрд. грн. компенсации по обесцененным вкладам и получив политические дивиденды, Кабмин Тимошенко на следующий год запланировал на эти цели 250 млн. грн.

Контрактная армия, отказ от призыва? Щас! По сравнению с прошлогодним бюджетом, расходы на зарплату и денежное содержание по линии Минобороны сокращаются на 2 млрд. грн. — с 8,9 до 6,9 млрд. (-22,3%). Самое крупное, надо сказать, сокращение по силовым структурам, включая Генпрокуратуру и СБУ. Все в минусе, кроме МВД вместе с внутренними войсками: для этих структур предусмотрен рост фонда оплаты труда на 7,6 и 4,2% к прошлому году. Логика понятна: чем сохранять рабочие места и зарплаты на производстве и в бюджетной сфере, лучше приплачивать милиционерам, которые будут ловить воров и бандитов из числа новых безработных.

Не подфартит и тем, кто снимет погоны в связи с увольнением в запас или выходом в отставку. Кстати говоря, сколько их будет, пока неизвестно: президент не выполнил свой конституционный долг и не подал в ВР законопроект о численности Вооруженных сил на будущий год. Но если, допустим, сократят столько же, сколько в 2008-м, а именно — 9 тыс. человек, то на социальную и профессиональную адаптацию им отвалят… ой-ой-ой! По 17 грн. 70 коп. на брата на год. Может, на один поход в «МакДональдс» и хватит…

Мне не хочется сравнивать эту смехотворную сумму в 160 тыс. грн. с 71 млн. на Национальную академию управления при президенте Украины. Или 71,3 млн. — на авиаперевозки высших должностных лиц страны. Пусть себе летают. Но лишь в том случае, если их «подданным» хватает хотя бы на билетик в трамвае, и эти трамваи худо-бедно движутся…

Если вы помните, в начале сентября наш премьер, не считаясь с бюджетными затратами, торжественно переносила на два месяца вперед третий этап внедрения Единой тарифной сетки. Увы, музыка играла лишь до 25 октября, когда пришло время вводить режим бюджетной экономии и снижать минимальную зарплату в бюджетной сфере до 545 грн. Такой же показатель правительство предлагает сохранить на 2009 год, хотя с 1 декабря минималка в стране уже достигла 605 грн. И с 1 января будет 605…

Кстати, это стало одним из поводов для фракции БЮТ в полном составе не голосовать во втором чтении за поданный депутатами-нунсовцами законопроект о социальной защите населения от последствий мирового финансового кризиса. А предусматривалась там, в числе прочего, минимальная зарплата на уровне прожиточного минимума, что никак не вписывается в планы правительства. Один из руководителей БЮТ так откровенно и сказал: для нас главное — принять сбалансированный бюджет. А люди? Люди, стало быть, погуляют…

Очень трудный год будет и для пенсионеров, которым будут платить исходя из замороженного на уровне 2008-го прожиточного минимума для нетрудоспособных — 498 грн., и для самого Пенсионного фонда. Последний не в состоянии вернуть 4,7 млрд., одолженных из казны в нынешнем году (их предлагается списать) и нуждается в дотации в размере 13 млрд. грн. на год будущий. Но это еще не все траты бюджета на пенсионные цели: 26 млрд. грн. предусмотрены на финансирование пенсий по специальным программам (от депутатских до пенсий научных работников).

Когда расходы госказны на пенсионку, по самым скромным подсчетам, превышают 4% ВВП, поневоле задумаешься об оптимизации законодательства. «Основным результатом принятия закона… является недопущение задолженности по выплате пенсий», — предельно откровенно обозначили ситуацию авторы законопроекта. И наряду с абсолютно справедливыми предложениями ограничить все пенсии в стране 12 минимумами (5976 грн.) включили, в том числе, пункты о переводе плательщиков фиксированного сельхозналога на общую систему взносов (33,2%), а также об отказе от пересчета пенсий работающим пенсионерам в связи с повышением прожиточного минимума.

Пока эти и другие пенсионные новшества в сессионном зале не прошли. К счастью или на беду — так сразу и не скажешь. Возможно, своевременно принятые и тщательно продуманные законодательные коррективы позволили бы избежать вполне вероятных задержек с выплатой пенсий и прочих негативных последствий финансового кризиса. Но можно ли назвать своевременными и тщательно взвешенными инициативы, которые вбрасываются 22 декабря с одной-единственной целью — кое-как свести бюджетные концы с концами?

Далеко идущие и далеко заводящие

Мы как-то плавно перешли к законопроектам, благодаря которым правительство рассчитывало наполнить казну. Попытка оказалась не очень удачной и очень несистемной. Как прежде из разрозненных лоббистско-популистских мер не складывалась стратегия борьбы с инфляцией, так теперь из десятков проектов не вытанцовывается ничего путного антикризисного.

Самым удачным, по мнению экспертов, оказался законопроект Сергея Терехина, направленный на улучшение состояния платежного баланса в связи с мировым финансовым кризисом. На весь импорт, кроме критического, вводится целевая надбавка к ввозной пошлине в размере 13%. Действовать эта норма будет как минимум шесть месяцев, после чего правительство может продлить ее еще на такой же срок.

Что ж, меры в фискальном плане могут оказаться довольно действенными, если а) не воспротивится ВТО; б) если легальный импорт, ввиду невыносимости условий, не начнет смещаться в тень, о чем уже предупреждают некоторые специалисты по внешней торговле.

Относительно успешно прошли законопроекты по акцизам, повысив их незначительно на пиво (но с 1 июля) и очень значительно на бензины (что по предварительным расчетам «ЗН», в случае подписания президентом, может привести к удорожанию литра бензина примерно копеек на 40).

Вторым законопроектом, аграрным, депутаты продлили еще на год мораторий на продажу земель сельхозназначения, не сняли (хоть и собирались) вывозную пошлину на подсолнечник и пообещали пролонгировать кредиты сельхозпроизводителям до ноября будущего года.

Третий законопроект касался социальной защиты военнослужащих. «Социальность» сводилась к тому, что коммунальные и прочие льготы сохранялись лишь за самыми низкооплачиваемыми, а пенсионный возраст для военнослужащих повышался сразу на десять лет — с 45 до 55. Естественно, депутатам это не понравилось, и они отказались вносить проект в повестку дня, да еще и без предварительного рассмотрения на заседании профильного комитета. По тем же причинам не был внесен в повестку дня на 23 декабря и уже упоминавшийся закон пенсионный.

Но чудо! На следующий день, 24-го, оба не включенных законопроекта восстали, как Феникс из пепла, и уже на этапе… второго чтения. Их втихаря прицепили «паровозом» к абсолютно стороннему документу — о повышении рентной платы за природный газ.

После такого «наперсточничества» в высшем законодательном органе страны мой интерес к ресурсным документам окончательно угас. Наша ВР способна принять что угодно и в каком угодно виде. Мало кто из депутатов нынешнего созыва приучен читать документы от корки до корки, на что в правительстве, видимо, и надеются.

Итог закономерен. Сырой, абсолютно не сбалансированный, поданный с нарушением всех возможных сроков проект Государственного бюджета Украины на 2009 год парламентарии зарубили. В четверг не хватило трех голосов, в пятницу — семи.

Но в БЮТ не теряют надежды. Не мытьем, так катаньем. 30 и 31 декабря Верховная Рада будет работать в пленарном режиме.

P.S. Когда материал был подготовлен к печати, стало известно, что Верховная Рада 259 голосами освободила от должности председателя Фонда госимущества Валентину Семенюк-Самсоненко. Разблокировка процессов приватизации началась?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме