В случае приведения отечественной системы экологических налогов к стандартам ЕС их доля в сводном бюджете Украины могла бы увеличится до 6-9% в сравнении с нынешним уровнем в почти 3 млрд грн, или лишь 1% налоговых поступлений.
Об этом в статье для ZN.UA пишет Оксана Веклич, д.э.н, профессор, главный научный сотрудник Института экономики природопользования и устойчивого развития НАН Украины.
Эксперт предлагает с целью приближения к налоговому законодательству ЕС пересмотреть структуру нынешней отечественной системы экологического налогообложения аналогично принятой в странах - членах ОЭСР и ЕС. По ее убеждению, целесообразно придерживаться соответствующей классификации налогов, которые состоят из нижеприведенных основных четырех групп налогов/платежей.
Сейчас в странах - членах ОЭСР и Евросоюза обложению экологическим налогом подлежат действия юридических и физических лиц, влекущие за собой негативные последствия, связанные с ухудшением состояния окружающей среды.
В соответствии с базой налогообложения экологические налоги в этих странах официально делятся на четыре основных группы: 1) энергетические (включая налог на двуокись углерода); 2) транспортные; 3) налоги на загрязнение (включая налоги на отходы и налоги на продукты, загрязняющие окружающую среду); 4) ресурсные налоги - платежи за природные ресурсы (исключая нефть и газ).
Стоит отметить, что в проекте налоговой реформы на сайте МЭРТ вообще предлагается "отменить многочисленные специальные налоги и сборы, которые суммарно генерируют 2% доходов государственного бюджета". Взамен предлагается какой-то, мягко говоря, научно некорректный ресурсный налог, отмечает ученый. В проекте концепции же от Миндоходов экологическому налогу оставили право на существование, по крайней мере, в изуродованном виде.
Кроме того, отмечает Веклич, она считает необходимым "перманентно повышать ставки экологических налогов на базе научно обоснованных оценок до уровня, при котором они выполняли бы не только фискальную функцию, но и стимулирующую, способствуя внедрению экологического менеджмента и деятельности по снижению уровня загрязнения окружающей среды".
По мнению Веклич, предлагая произвольную перетасовку налогов вопреки их сущностной научно и законодательно обоснованной классификации, чиновники, опираясь на проекты "папередников", "не очень взвешенно" подошли к весьма серьезной задаче.
Больше читайте в статье "Как навредить экологическому налогообложению?" в свежем номере "Зеркала недели. Украина". !zn