Об этом пишет в своей статье редактор отдела экономической безопасности ZN.UA Алла Еременко.
Она отмечает, что в плане много внимания отводится перспективам решения арбитражного спора между "Нафтогазом" и "Газпромом" в арбитражном трибунале г. Стокгольма. Прежде всего при создании ПАО "Магистральные газопроводы Украины" для всех причастных министерств существует определенное условие, а именно: "На протяжении 30 дней с даты вступления в силу окончательных решений по сути арбитражных дел между Национальной акционерной компанией "Нафтогаз Украины" и ОАО "Газпром", продолжающихся при Арбитражном институте Торговой палаты г. Стокгольма".
"И хотя, на первый взгляд, собственно это и является краеугольным камнем всей этой "реформы", но по сути именно это несет в себе большие риски. Во-первых, никто не знает точно, как надолго затянется рассмотрение этого дела в Стокгольмском арбитраже и когда ждать окончательного решения. В лучшем случае решение может быть в конце следующего года, хотя топ-менеджеры "Нафтогаза" осторожно высказывают надежду на конец первого квартала или первого полугодия 2017-го. Однако не исключено, что арбитражный спор будет длиться намного дольше", - пишет Еременко.
"Во-вторых, надо четко осознавать, что в таком случае до решения в Стокгольмском арбитраже никакого разделения "Нафтогаза" не будет, что прямо противоречит положениям о сроках разделения, указанных в Законе Украины "О рынке природного газа". То есть "Нафтогаз" (как он себя теперь называет - Группа "Нафтогаз") продолжит оставаться монополистом на рынке газа Украины", - говорится в статье.
Автор отмечает, что монопольное положение НАКа приведет к следующему:
- невозможности выполнить в полном объеме требования Кодекса газотранспортной системы (крупнейший нарушитель - НАК "Нафтогаз Украины"), что усложняет функционирование отечественного газового рынка;
- усложнению финансирования работ по поддержке ГТС Украины в надлежащем состоянии (за первое полугодие 2016 г. "Укртрансгаз" получил от "Нафтогаза" за транзит российского газа из оговоренных соглашением между НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укртрансгаз" 11 млрд грн только 4 млрд, то есть 40% от запланированного);
- административному давлению "Нафтогаза" на ПАО "Укртрансгаз", которое требовало и требует от НАК "Нафтогаз Украины" выполнения в полном объеме условий законодательства и подзаконных актов (но вместо этого именно после постановления №496 появляются сообщения о чуть ли незаконных действиях, растрате госсредств, правда, за 2010–2011 гг.; нет, там не ангелы, но они не страшнее тех, кто в "Нафтогазе").
"Принятый план реформирования в целом выгоден, как это ни парадоксально, только нынешнему руководству НАК "Нафтогаз Украины". Потому что до окончательного решения в арбитражном споре между НАКом и "Газпромом" в Стокгольме провести хоть какие-то реальные структурные изменения с юридической стороны не удастся - "Нафтогаз" так и останется минимум на год, а возможно, и на значительно больший отрезок времени "контролером" основных финансовых потоков страны, по меньшей мере в газовой отрасли", - говорится в статье.
Напомним, как ранее писали Алла Еременко и Ганна Люта, вместо прямых бюджетных дотаций в 2016 году правительство покрывает убытки "Нафтогаза" посредством немонетизированных субсидий.
Подробнее о плане реформирования "Нафтогаза" читайте в статье Аллы Еременко "Как делят украинскую ГТС, или Unbundling-3" в свежем выпуске еженедельника "Зеркало недели. Украина".