ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

27 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №50, 27 декабря-10 января

Межведомственная группа по разработке мер, призванных помочь ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» выйти из кризисного состояния, создана правительством в декабре 2000 года по поручению Президента Украины...

Межведомственная группа по разработке мер, призванных помочь ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» выйти из кризисного состояния, создана правительством в декабре 2000 года по поручению Президента Украины. Приближается двухлетняя дата этого памятного события. Сменились два первых вице-премьера — Юрий Ехануров и Олег Дубина, поочередно возглавлявших группу. Но пикеты трудового коллектива компании продолжают выставляться в летний зной и зимнюю стужу у парадных подъездов Кабинета министров, Министерства транспорта Украины и администрации Президента.

Невольно закрадываются подозрения, что действия межведомственной группы в целом и включенных в нее ведомств в частности не отвечают чаяниям работников государственной авиакомпании, рассчитывающих на поддержку своего владельца. Вместо этого, судя по объяснениям пикетчиков, получаемые ими предложения по своей сути напоминают постановку вопроса киногероиней Фаины Раневской: «Девочка, что ты хочешь — поехать на дачу или чтобы тебе оторвали голову?». Причем, авиакомпанию явно подталкивают ко второму варианту.

По мнению профсоюзов «Авиалиний Украины», из-за целенаправленных действий чиновников Министерства транспорта Украины и Укравиатранса компания за последние годы практически развалилась. В результате реорганизаций из ее состава выведено 11 региональных авиапредприятий, которые, следуя принципу «котлеты — отдельно, мухи — отдельно», взяли себе только воздушные лайнеры, а долги оставили компании. После этого появились основания пересмотреть идею создания флагманского национального авиаперевозчика на базе ОАО «Авиакомпания «Авиалинии Украины» в пользу компаний «Аеросвіт» и «Международные авиалинии Украины», что является, считают профсоюзы «Авиалиний Украины», открытым лоббированием отдельными влиятельными госчиновниками интересов действующих в Украине авиаперевозчиков, созданных при поддержке иностранного капитала.

«Финансовая пропасть, — утверждал Остап Бендер, — самая глубокая в мире. В нее можно падать всю жизнь». Ни один из прежних руководителей компании «Авиалинии Украины», которые за годы ее существования сменялись шесть раз, даже не пытался оспорить командора. Напротив, каждый, объясняя постоянное увеличение долгов как внутренних, так и внешних, упирал именно на то, что она — планово-убыточная.

Совершенно другое мнение на этот счет у председателя профсоюза летного состава ОАО «Авиакомпании «Авиалинии Украины» Сергея Валяева. Причина, по его словам, в том, что прежнее руководство допустило передачу значительной части прибыльных международных авиамаршрутов конкурентам «Авиалиний Украины», а также заключило договоры на аренду самолетов других компаний, тогда как недостаточно загружены собственные. К началу текущего года, когда авиапредприятие возглавил Александр Давыдов, только задолженность по заработной плате достигала 10,8 миллиона гривен. Новый председатель правления опрокинул сложившееся представление о предопределенной убыточности, расторгнув часть невыгодных договоров. И уже в сентябре привел компанию к положительному финансовому результату. Всего за три месяца, с июля по октябрь нынешнего года, даже без учета спонсорской помощи, предоставленной в сентябре «Авиалиниям Украины» Министерством транспорта, дебиторскую задолженность удалось сократить на 30 миллионов, а кредиторскую — почти на 40 миллионов гривен. До 2,1 миллиона уменьшилась и задолженность по заработной плате.

Авиакомпания впервые стала прибыльной, что позволило ей наконец побеспокоиться о собственном развитии — в ближайшее время в ее распоряжение по лизинговому контракту поступит новенький Боинг-737/400. Уже заканчивается подготовка летно-инженерного состава и бортпроводников для полетов на этом лайнере.

Тут бы и возрадоваться государственным мужам, вконец изнуренным двухлетней разработкой программы по выведению «Авиалиний Украины» из кризиса. Но происходит обратное: маршруты, обслуживаемые «Авиалиниями Украины», передаются другим перевозчикам, несмотря на то, что Генпрокуратура считает такие действия противоправными.

«Мы просили, — говорит Сергей Валяев, — не назначать второго перевозчика на Дубай, но вопреки нашей просьбе это было сделано. В результате полеты стали убыточными. Но наша компания государственная, следовательно, убытки несет государство. Для второго перевозчика полеты по этому маршруту тоже убыточны, но, конкурируя с государственным предприятием, он пытается здесь закрепиться. А когда это произойдет и мы будем вынуждены уйти, начнет диктовать цены, какие посчитает нужными. Зачем на межгосударственных трассах создавать конкуренцию между отечественными перевозчиками? Ведь государство от этого никогда не выиграет!»

Вместо того чтобы поддержать наметившуюся тенденцию к выходу «Авиалиний Украины» из критического состояния, от нее требуют безотлагательного погашения долгов, отключают ей водо- и теплоснабжение, электричество и связь. Вопреки постановлению Кабинета министров, запрещающему заключение договоров, предусматривающих предоплату, аэропортовые услуги авиакомпании предоставляют по принципу «деньги вперед». Это, считают работники «Авиалиний Украины», напрямую связано с тем, что активная деятельность нового руководства компании встревожила ее основных конкурентов, представители которых, несмотря на очевидный конфликт интересов, включены в состав межведомственной группы.

Руководители правительства и отрасли неоднократно заявляли о своей готовности решить проблемы «Авиалиний Украины». Сомневаться в их искренности не приходится. Спору нет, в последнее время реформирование транспортной отрасли Украины дает ощутимые положительные результаты. Развивается железнодорожный транспорт, автомобильный, все прочнее позиции на рынке услуг занимает водный. Тогда почему пикеты авиаторов остаются на занятых позициях? Не потому ли, что, по их словам, диалог между сторонами происходит на разных языках? Отсюда — взаимонепонимание и обреченность всех благих намерений.

Авиаперевозки всегда были и остаются наиболее сложной транспортной сферой. Здесь сложно все: и техника, и организация, и конкуренция. Поэтому и отношение к их развитию должно быть особо внимательным, понятным и открытым. Чтобы не пришлось всей отрасли, как поется в песне, «лететь с одним крылом».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно