Фиксированный сельскохозяйственный налог (ФСН) сейчас привязан к нормативной денежной оценке земли, проведенной еще в 1995 году. Однако с 2014 года депутат Виктор Жеребнюк (ПР) предлагает использовать пересматриваемую ежегодно нормативную оценку, говорится в законопроектах №3537-3538. И если в 1995 году 1 га земли был оценен в среднем в 3,67 тыс. грн, то в 2013 году - почти в шесть раз выше: 20,64 тыс. грн. И уплата налога в размере 6 грн/га - ничтожно мало, ведь прибыль аграриев за три года выросла в 2,4 раза, а платежи ФСН - всего на 6,6%, подсчитал депутат.
С учетом индексации на уровень норматива 2013 года налог должен составить 31 грн/га, а объем годовых отчислений в местные бюджеты должен вырасти со 131 млн грн до 679 млн грн. При этом господин Жеребнюк предлагает направлять доходы от ФСН в бюджеты развития, а не в общие фонды местных бюджетов. Ранее с аналогичной инициативой выступали в Министерстве доходов и сборов, однако законопроект ведомства не был одобрен правительством. Дополнительные поступления Миндоходов оценивало в 1-1,3 млрд грн (см. "Ъ" от 23 апреля). Необходимость реформирования ФСН предусмотрена и национальным планом экономических реформ на 2013 год, пишет "Коммерсантъ-Украина".
Читайте: Налоговая "стрижка" для аграриев
Эксперт по земельным вопросам Ассоциации городов Ярослав Рабошук поддерживает идею Жеребнюка, хотя в условиях дефляции не стоит рассчитывать на рост платежей. "Изменения будут иметь значение, когда инфляция превысит 10%",- объясняет он. Руководитель экспертно-аналитической группы по проблемам рынка земли Совета предпринимателей при Кабмине Виктор Кобылянский уверен, что принятие нормы увеличит налоговую нагрузку на аграриев. "Большинство плательщиков не имеет земель в собственности, а арендует их. А арендная плата платится с учетом ежегодной индексации и в прошлом году норматив резко увеличили на 75,6%. Поэтому вопрос социальной справедливости более чем учтен",- говорит Кобылянский.
Больше всего от новых условий пострадают фермерские хозяйства, у которых меньше оборотных средств и больше рисков в условиях отсутствия кредитования. "Даже небольшое увеличение налоговой нагрузки может быть для нас убийственным,- добавляет вице-президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Стрижак.- Уже сейчас нагрузка с учетом индекса стоимости земли и отчислений в бюджеты сельсоветов на уровне 1%, которые осуществляются на основании просьб, составляет 9%". В то же время рентабельность бизнеса в этом году сократилась на 30% из-за снижения цен на пшеницу и кукурузу. Господин Стрижак жалуется на непрекращающиеся внеплановые налоговые проверки. В 2012 году с фермеров собрали втрое больше штрафов, чем налогов. "Несколько лет назад было 45 тыс. малых и средних фермерств, сейчас - 40,5 тыс.,- сетует Стрижак.- Еще два года - и нас останется половина, и не с кого будет брать налоги".
Замглавы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Сенченко ("Батькивщина") иронизирует, что можно поставить любую ставку налога, но не факт, что останется бизнес, который будет его платить. "Если мы хотим, чтобы перестали пахать и сеять, то можно поднять, и вместо модернизации производства бизнес будет платить больше налогов",- говорит он. Глава подкомитета по вопросам земельных отношений Олег Царев (Партия регионов) заверяет, что сделает все возможное, чтобы парламент не поддержал эту инициативу. "Украина собирается открывать свой рынок для Европы. Средняя дотация у них составляет 1 тыс. евро/га, поэтому наши сельхозпроизводители оказываются в заведомо неконкурентных условиях. По этой причине не стоит увеличивать нагрузку", - резюмирует он. !zn
Читайте также:
Эксперт выступил за применение дифференцированных ставок НДС в АПК
Аграриев ограничат в нецелевом использовании НДС
На какую модель аграрного сектора должна ориентироваться Украина в стратегической перспективе?