В последние годы альтернативная энергетика становится одной из ключевых отраслей мировой экономики. Возобновляемые источники энергии уже не просто способ уменьшить углеводородную зависимость и сохранить окружающую среду, а реальное конкурентное преимущество. Современные технологии позволяют добиваться снижения себестоимости «зеленой» электроэнергии по сравнению с тепловыми и даже атомными станциями. Темпы развития отрасли поражают. Суммарная мощность лишь ветровых электростанций на протяжении последних десятилетий удваивается каждые три года. Украина также приняла ряд программ развития альтернативной энергетики. Однако до полноценной их реализации дело не дошло. Последняя гордость законодателей — «зеленый тариф». Но ажиотажа в строительстве современных «чистых» электростанций пока не наблюдается.
Кризис не помеха
Это одна из немногих отраслей, которая практически не заметила кризис и теперь наращивает обороты. За последние пять лет мировые инвестиции в «чистую» энергетику увеличились на 230%. В 2008—2009 гг. страны G20 инвестировали в отрасль в среднем 32 млрд. долл. ежеквартально. За этот период глобальные инвестиции в новые «зеленые» мощности впервые превысили инвестиции в создание традиционных энергомощностей.
В прошлом году установленная мощность мировой энергогенерации из возобновляемых источников увеличилась до 250 ГВт. Этого достаточно, чтобы обеспечить энергией около 75 млн. домохозяйств. В 2010 г. прирост мощностей лишь ускорился. Растут все секторы «зеленой» энергетики. За последние пять лет ежегодные показатели прироста производства солнечной энергии в мире в среднем оценивают в 60%, ветровой — 27%, этанола — 20%. Количество домохозяйств, использующих солнечную энергию для горячего водоснабжения, превысило 70 млн. Динамика настолько интенсивна, что уже в текущем году нетрадиционные и возобновляемые источники энергии (НВИЭ), по прогнозам экспертов, займут в производстве энергии второе место в мире после угля.
В декабре 2008 г. Европарламент обязал страны ЕС к 2020 г. довести использование НВИЭ до 20% общего объема их энергорынка, а к 2040 г. — до 40%. За последние три года большинство стран мира задекларировало цели достигнуть к 2020 году в среднем 15—25% производства электроэнергии из НВИЭ от своего общего баланса.
Европейцы отнеслись к поставленной задаче чрезвычайно серьезно. Уже сегодня в некоторых странах этот показатель превысил отметку в 20%. Например, в Дании только ветроэнергетика обеспечивает почти четверть всей энергии в национальной сети, в Финляндии и Швеции за счет биомассы производится 20—25% тепла.
Развитие отрасли смещается в Азию. Так, в 2009 году на Китай приходилось 40% мирового производства солнечных батарей, 30% ветровых турбин и 77% солнечных коллекторов для водоснабжения. В Латинской Америке активно растет производство биотоплива (Аргентина, Бразилия, Колумбия, Эквадор и Перу). Быстро развивают отрасль во многих странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Такая активность большинства государств вызвана не только опасениями по поводу окружающей среды. В первую очередь речь идет об обеспечении собственной энергетической безопасности. Во вторую — о возможности получить свою часть дивидендов от нового экономического цикла, в основе которого, по мнению большинства экономистов, как раз и лежат новые энергетические технологии.
В последние годы правительства значительно активнее вводят различные стимулы для развития собственной «чистой» энергетики. Если в 2005 году их применяли только 55 стран, то в 2010-м — уже более 100.
Самый распространенный и эффективный механизм — «зеленый тариф», по сути, прямое поощрение производителей «чистой» энергии через ее покупку по более высоким тарифам. «Зеленые тарифы» в настоящее время действуют в той или иной форме в 41 стране, в том числе в большинстве стран ЕС, Канаде, Китае, Израиле и Австралии.
Германия. Применяется смесь стимулов, главный — «зеленые тарифы» (на 20 лет). В 2006 г.
субсидии производителям НВИЭ составили 3,2 млрд. евро, в 2009-м — 5 млрд. В прошлом году страна запустила 3 ГВт новых солнечных станций общей стоимостью 15 млрд. долл. За последние девять лет германские власти выделили на развитие отрасли более
40 млрд. долл.
В Великобритании, Бельгии, Болгарии, Италии, Польше, Румынии и Швеции производители «чистой» энергии получают так называемые зеленые сертификаты, посредством которых государство обеспечивает им одинаковую доходность независимо от вида используемого НВИЭ.
Великобритания. «Возобновляемые облигации» вынуждают торговцев электроэнергией купить определенное количество «зеленого» электричества, в противном случае — штраф. Закупаемые лимиты ежегодно возрастают — до 15,4% к 2015 году (в 2006—2007гг. — 6,7%, 2007—2008 — 7,9%, 2009—2010 — 9,1%). По прогнозам правительства, для достижения 30% «чистой» энергии развитие масштабных проектов ежегодно будет стоить около 6 млрд. фунтов до 2020 года, а поддержка малых проектов (до 5 МВт) — 7,9 млрд. фунтов к 2030-му.
В ряде стран, например в Чехии, производители «зеленой» электроэнергии также освобождаются от уплаты НДС, а в Нидерландах, Франции и Швеции потребители всех видов «чистой» энергии — от экологических налогов.
Во многих странах ключевые проекты получают господдержку через льготные кредиты. Только в 2010 г. три крупнейших китайских производителя солнечных панелей (LDK Solar, Suntech Power и Yingli Green Energy) получили более 250 млрд. юаней (38 млрд. долл.) от национальных банков. «Кредитов будет достаточно, чтобы увеличить мировое производство солнечных элементов на 100%», — приводит слова английского эксперта Дженни Чейза «Блумберг».
Ряд правительств выделяют и прямые гранты. Так, в США осенью 2010 г. калифорнийский производитель солнечных панелей Solyndra открыл новый ультрасовременный завод, на строительство которого государство выделило 500 млн. долл. В рамках кампании по популяризации «зеленой» энергетики строительство посещал президент Обама. В США в 2009—2010 гг. прямые гранты на проекты НВИЭ составили 16,8 млрд. долл. Только в текущем году было выделено 2 млрд. на сооружение крупных солнечных станций. Германия также активно субсидирует собственных производителей оборудования. Так, в текущем году компании Deutsche Solar AG и Bosch Solar Energy AG получили от правительства помощь в размере 45 млн. и 53 млн. евро соответственно на возведение объектов по производству кремниевых пластин.
Плетемся еле-еле, но опережаем Россию
В Украине до последнего времени для развития отрасли делалось явно недостаточно. Производство энергии из «чистых» источников (с учетом крупных ГЭС) в прошлом году составило около 7% всей производимой в стране электроэнергии. Если же оценивать только альтернативную энергетику, подпадающую под прописанный в законе «зеленый тариф», то ее доля составляет менее 2%. Сегодня у нас работает всего 67 малых ГЭС. Слабо используется и потенциал ветра, признанный самым перспективным в отечественной «зеленой» энергетике. В 2009 г. мощность отечественных ветроэлектростанций составила около 100 МВт, что в 35 раз меньше, чем в Испании, немного уступающей Украине по площади. К сожалению, не лучше ситуация и с использованием энергии солнца (наш потенциал выше, чем в Германии), биомассы, геотермальной энергии и прочих возобновляемых источников.
У нас законодательное определение «зеленого тарифа» появилось еще в 1997 г. И только весной 2009-го Верховная Рада четко описала механизм его функционирования. Многие эксперты утверждают, что это один из самых прогрессивных в Европе законов о «зеленом тарифе». Его размер рассчитывается по формуле с отдельными коэффициентами для каждого из четырех основных источников «чистой» энергии (ветра, солнца, воды и биомассы).
«Украина, пусть не намного, но опережает в этом вопросе Россию, — утверждает один из авторов закона, народный депутат Николай Мартыненко. — Мы, по существу, двигаемся в том же направлении, что и Европа. В частности, в законе используются те же виды энергии, которые приняты в ЕС. Исходя из анализа опыта ЕС, применена в законе и градация «зеленого тарифа» в зависимости от вида альтернативной энергии с целью стимулирования инвесторов на создание энергомощностей».
Срок действия «зеленого тарифа» — до 2030 г. При этом государство обязало облэнерго беспрепятственно подключать альтернативную генерацию к сетям. Среди принципиальных положений закона — обязательство для инвесторов, претендующих на «зеленый тариф», чтобы с 2012 года «доля сырья, материалов, основных фондов, работ и услуг украинского происхождения в стоимости строительства соответствующего объекта» составляла не менее 30%, а с 2014 г. — 50%. Был учтен опыт ЕС, где местные производители стали протестовать против наплыва импортного оборудования.
С недавнего времени инвесторы, готовые вкладывать средства в новую энергетику, освобождены от ввозных пошлин и на определенный период — от налога на прибыль при изготовлении оборудования на украинских предприятиях.
Правительство, в принципе, также декларирует поддержку. Принята Государственная целевая программа энергоэффективности до 2015 г., среди прочего предусматривающая замещение традиционных источников энергии возобновляемыми, разработан ряд отраслевых программ, в процессе разработки — региональные программы развития «зеленой» энергетики. Существуют и целевые программы: «Биотопливо», «Ветроэнергетика», «Метан», есть наработки по синтетическому газу. Осталось все это профинансировать.
Снова окажемся в хвосте цивилизации?
Несмотря на все позитивные отзывы, наш закон о «зеленом тарифе» пока на полную мощность не заработал. Традиционно для украинских чиновников долго тянется принятие вороха подзаконных актов и разъяснений. К примеру, еще не до конца отлажены механизмы купли-продажи «зеленой» электроэнергии. В будущем предусматривается возможность продаж электричества по «зеленому тарифу» напрямую потребителям, но реальные административные стимулы для такой покупки пока не созданы, поэтому единственным покупателем на сегодняшний день остается ГП «Энергорынок».
После принятия закона с особенностями нашей бюрократической машины столкнулись и иностранные инвесторы. Так, услышав о льготном ввозе оборудования для производства топлива из биомассы, ряд западных компаний попытались завезти его в Украину. Но неудачно, поскольку механизмы реализации этих льгот в Украине, как утверждает глава Ассоциации участников возобновляемых видов топлива и энергии Виталий Давий, еще не действовали. «Уже было похоронено несколько проектов по альтернативной энергетике, — отмечает он. — Главная причина — неурегулированность работы налоговых и контролирующих органов. К примеру, реестр оборудования для возобновляемой энергетики, которое в Украине не производят и которое можно завозить без пошлины, должен был появиться еще год назад». Не менее важна и отработка механизма подключения к электросетям. Кроме ряда технических и правовых недоработок, иностранных инвесторов до последнего времени отпугивал и общий инвестиционный климат, в том числе пресловутая коррупция. Впрочем, в этом году они все чаще проявляют интерес к Украине в этой сфере. Важно, чтобы декларации власти о поддержке отрасли снова не остались лишь на бумаге. Ведь в любом случае будущее — за альтернативными источниками энергии, а нашей стране больше других нужно освобождаться от газовой зависимости. И хорошего мало, если Украина с ее огромным энергопотенциалом останется в хвосте…