В последние дни президент Европейской комиссии Урсула фон дер Лейен неоднократно заявляла, что Европе нужен новый "план Маршалла" для борьбы с кризисом коронавируса, в основе которого лежит следующий долгосрочный бюджет ЕС. Хотя сравнение крупномасштабной программы для вывода Европы из пепла Второй мировой войны отлично демонстрирует масштаб сегодняшней проблемы, сравнивать новый бюджет ЕС с "планом Маршалла" неуместно, пишет Politico.
С одной стороны, деньги на любой новый "план Маршалла" должны были бы прийти от самих европейских правительств. С другой стороны, бюджет ЕС намного меньше, чем послевоенная помощь, предоставляемая США. Основная часть бюджетных средств ЕС выделяется на существующие программы, такие как сельскохозяйственные субсидии и расходы на региональное развитие.
Чтобы превратить Многолетнюю финансовую структуру ЕС в настоящий План Маршалла 2.0, Комиссия должна будет предложить, а национальные лидеры ЕС должны будут принять гораздо больший бюджет, чем все, которые предлагалось ранее, наряду с радикальной переработкой того, как деньги поделятся. Пока что нет никаких признаков того, что что-либо столь драматичное предлагается или будет принято.
Ясно, что бюджет ЕС будет играть определенную роль в экономической стратегии по преодолению кризиса. Но также очевидно, что ответной реакцией будет прежде всего массивные расходы национальных правительств и программа по скупке активов в 750 миллиардов евро от Европейского центрального банка, а также другие программы ЕС. В том числе, возможно, фонд спасения еврозоны и схема перестрахования по безработице, предложенный Комиссией на прошлой неделе.
Тем не менее, политики не могут устоять перед попытками сравнения с Европейской программой восстановления - широко известной как план Маршалла, названной в честь государственного секретаря США Джорджа К. Маршалла.
Президент Европейского Совета Чарльз Мишель всего пару недель назад говорил о "том, что я называю стратегией стимулирования, подобной Плану Маршалла".
Первоначальный план Маршалла использовал гранты, чтобы помочь возродить производство в странах Западной Европы, которые были разрушены Второй мировой войной.
Помощь должна была быть оказана путем "стимулирования промышленного и сельскохозяйственного производства", а также "содействия восстановлению или поддержанию устойчивости европейских валют, бюджетов и финансов" и "содействия и стимулирования роста международной торговли участвующих стран друг с другом и с другими странами с помощью соответствующих мер, включая сокращение барьеров, которые могут препятствовать такой торговле", согласно Закону США об экономическом сотрудничестве 1948 года.
План Маршалла шел с некоторыми обязательствами. "Европейская интеграция была главным требованием. Ключевым условием было то, что коммунистические партии не могли участвовать в коалиционных правительствах стран-получателей. США ясно дали понять, что они сократят помощь Маршалла, если коммунистам когда-нибудь будет позволено вернуться к власти", - сказал Бенн Стейл, старший научный сотрудник и директор по международной экономике в мозговом центре Совета по международным отношениям.
Есть также существенная разница между областью действия первоначального плана Маршалла, который предоставлял помощь 16 странам в период с 1948 по 1952 год, и следующей долгосрочной финансовой основой ЕС, которая будет действовать между 2021 и 2027 годами.
По словам Стейла, американская помощь в 1948-1952 годах составляла в среднем 2,6 процента от объема производства в странах-получателях. В номинальном выражении гранты составили 13,2 миллиарда долларов - 1,1 процента от объема производства США в то время.
Первоначальное предложение Европейской комиссии по бюджету ЕС на 2021-2027 гг., напротив, было эквивалентно всего 1,11 проценту валового национального дохода (ВНД) блока. И когда лидеры ЕС не смогли согласовать бюджет на саммите в феврале, они искали компромисс в размере около 1,07 процента ВНД.
"Бюджет ЕС определенно не будет достаточно большим, чтобы стать основным инструментом для преодоления экономического кризиса", - говорится в текстовом сообщении одного анонимного чиновника, - Национальный фискальный стимул (поддерживаемый действиями Европейского центрального банка) будет ключевым".
Политики в Брюсселе также скептически относятся к этому.
"Конечно, существует необходимость в более сильном ответе ЕС на пандемию и экономический спад. Но как вы можете сделать это с бюджетом, составляющим более или менее 1% ВВП?" - написал председатель комитета Европейского парламента по бюджетам Йохан Ван Овертвельдт.
Эксперты сходятся во мнении, что одного лишь бюджета ЕС будет недостаточно для решения экономических проблем Европы.
Другим серьезным препятствием для амбиций фон дер Лейен является готовность и способность стран-членов оплачивать много новых расходов на уровне ЕС.
Основную часть расходов бюджета ЕС составляют взносы национальных казначейств, основанные на размерах их экономики. Президент Франции Эммануэль Макрон в прошлом месяце высказал идею увеличения бюджета ЕС для преодоления кризиса - но не предложил напрямую платить больше в казну блока. Другие лидеры также до сих пор ходят на цыпочках вокруг политически заряженного вопроса о том, сколько денег национальные столицы должны были бы перевести в ЕС, если блок примет более амбициозные расходы на восстановление.
Многие лидеры также будут настороженно относиться к разжиганию популизма, если их обвинят в том, что они тратят слишком много на уровне ЕС во время острой необходимости внутри страны. Элен Лапорте, член Европейского парламента от Национального ралли Марин Ле Пен, описала возможное увеличение французских взносов в бюджет ЕС, чтобы помочь решить кризис как "безумие".
В то же время, многие правительства стран ЕС вряд ли согласятся сократить традиционно значимые области расходов ЕС, которые им приносят пользу, такие как субсидии фермерам.
"Каждый евро, который берут у национального министерства финансов или национальной налоговой базы для перевода на европейский уровень, - это евро, который больше не доступен для расходов на внутренние планы восстановления", - сказал Бегг. "И именно здесь я вижу значительный риск.
Европейская комиссия заявляет, что вскоре представит пересмотренное бюджетное предложение. Но нет никаких признаков того, что оно будет включать в себя радикальные изменения в существующей структуре.
"Не будет полностью нового проекта, который будет изменен с А на Я. Скорее, будут корректировки, особенно в области инвестиций", - сказал Майкл Хагер, глава кабинета исполнительного вице-президента Комиссии и глава экономической политики Валдис Домбровскис.
Эксперты говорят, что, то, что нужно Европе в эпоху коронавируса, является не эквивалентом плана Маршалла, основанного на грантах, а скорее планом, который обеспечит, что план Маршалла в будущем не понадобится.
Сегодняшние лидеры "действительно используют план Маршалла для сокращения государственных расходов", - сказал Стейл. "Конечно, потребуются большие государственные расходы, но контуры этих расходов должны быть совершенно другими, потому что обстоятельства совершенно иные".
"На мой взгляд, приоритет должен быть сделан прямо сейчас, чтобы остановить падение производственных мощностей, как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Я думаю, что крайне важно сохранить компании, которые в основном платежеспособны ... так, когда пандемия наконец закончится, мы можем быстро возобновить производство ", - сказал Стейл.
"Мы не хотим быть в том положении, в котором мы находились после Второй мировой войны, когда экономика стран были разрушена, и нам пришлось ее восстанавливать. Мы хотим сделать так, чтобы она оставалась в живых в промежуточный период. Во многих случаях это означает кредитование, а не гранты ", - добавил он.
Бюджет ЕС мог бы сыграть определенную роль в привлечении некоторых кредитов, следуя модели предложенной им программы InvestEU, которая объединяет государственные и частные инвестиции, используя денежные средства из бюджета в качестве гарантий. Это не будет новым планом Маршалла, но это не помешает чиновникам ЕС использовать эту фразу.
Финансовый кризис в ЕС ожидали еще до пандемии коронавируса - после того как из Евросоюза вышла Великобритания, ЕС столкнулся с проблемой дальнейшего финансирования, а именно покрытия образовавшейся от Brexit дыры в 75 млрд евро. Хотя окончательного решения по бюджету еще нет, практически наверняка будет сокращаться финансирование ряда программ.
Кристалина Георгиева, директор-распорядитель Международного валютного фонда ранее заявляла о том, что из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 мировая экономика оказалась в тупике. Георгиева отметила, что МВФ совместно с Всемирным банком и другими международными финансовыми институтами работает над мерами, которые позволили бы ограничить экономический ущерб пандемии.