ОТКЛЮЧИЛИ ВОДУ? НЕ СПЕШИТЕ ЗВОНИТЬ В ДИСПЕТЧЕРСКУЮ

7 июня, 1996, 00:00 Распечатать

ОТКЛЮЧИЛИ ВОДУ?Не спешите звонить в диспетчерскую Не правда ли, знакомая ситуация: утром хочешь принять душ, включаешь кран, а из него - редкая капель; затеваешь стирку, а горячей воды как ни бывало...

ОТКЛЮЧИЛИ ВОДУ?Не спешите звонить в диспетчерскую

Не правда ли, знакомая ситуация: утром хочешь принять душ, включаешь кран, а из него - редкая капель; затеваешь стирку, а горячей воды как ни бывало. О том, что в разгар отопительного сезона многие в своих квартирах испытывают чувство вечной мерзлоты, и говорить не стоит. Но что самое обидное: жэк об этих «сюрпризах» в редких случаях потрудиться известить объявлением на двери подъезда. Начинаешь звонить в диспетчерскую, просишь, умоляешь, требуешь. Тщетно. А может, жэк и не обязан выполнять наши коммунальные прихоти? Обязан. Ведь каждый жилец с районной эксплуатационной конторой заключает договор найма жилого помещения, и подтверждением тому является ордер на квартиру, финансовый лицевой счет, а также расчетная книжка об оплате за услуги. А платить должны мы только за то, чем пользуемся.

Хотелось бы. А что же в реальной жизни? Недавно Госкомитет Украины по делам защиты прав потребителей проверил 334 коммунальных предприятия государственной формы собственности и ведомственного подчинения. Нарушения обнаружены в 90% проверенных предприятий, а в столице - в каждом. Наивен тот, кто считает, что обсчитывают лишь на торговых лотках. С не меньшим успехом нарушают действующие тарифы на услуги в наших родных жэках (в проверенных - тарифы завышены на 2 млрд. 700 млн. карбованцев). Плату спешат взять сполна, независимо от того, пользовались жильцы этими услугами или нет.

Без услуги нет оплаты

Запомните перечень услуг, при отсутствии которых плата снижается или вообще не вносится: отопление, горячее и холодное водоснабжение, газоснабжение, лифты. Для того, чтобы произвести перерасчет платежей, необходимо правильно оформить документы. Об этом вы узнаете в следующей части публикации. А пока ответим на вопрос, интересующий многих: нужно ли платить за коммунальные услуги, если вы определенное время не проживаете в своей квартире?

Как объяснил начальник управления по контролю за платными услугами Госкомзащиты Иван Терещенко, оплата коммунальных услуг может быть уменьшена из расчета, что в вашей квартире живет одним человеком меньше. Если человек знает заранее, что будет отсутствовать более месяца, он должен подать заявления в жэк и подтвердить справкой (с работы, лечебного учреждения и т. д.) причину своего отсутствия. После возвращения он пишет заявление с просьбой возобновить оплату коммунальных услуг в полном объеме. Однако, живете вы в квартире или нет, квартирная плата, в отличие от оплаты за воду и газ, должна вноситься обязательно.

Как правило, перебои с отоплением и водой связаны с износом инженерного оборудования дома. В соответствии с положением о системе технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий в городах и поселках Украины, утвержденном приказом Госжилкоммунхоза Украины от 31.12.91 №135, минимальный срок эффективной эксплуатации технического оборудования до осуществления его замены составляет (лет)

туалетные краны - 10

умывальники керамические - 20

умывальники пластмассовые - 30

трубопроводы горячей воды из газовых оцинкованных труб при закрытых схемах теплоснабжения - 20/10

при открытых схемах теплоснабжения - 30/15

радиаторы чугунные (стальные) при закрытых схемах - 40/20

при открытых схемах - 30/15

Таким образом, если последний капитальный ремонт делали в вашем доме тридцать лет назад, вы имеете право потребовать, чтобы жэк этот ремонт сделал. В теории, как видим, все не так уж плохо...

Как повлиять на коммунальные службы?

Обычно отопление, холодное и горячее водоснабжение отсутствует во всем доме, подъезде или стояке. Лучше всего создать инициативную группу. Подписывает жалобу или руководитель инициативной группы, или сам жилец - в зависимости от объема неисправностей. Жалоба должна быть составлена в трех экземплярах: один - в жэк, другой - в администрацию города или района, третью копию - себе. Ответ вам должны дать в течение десяти дней. Практика показывает, что заявки по телефону часто не фиксируются. Надежнее всего оформить ее прямо в диспетчерской, проследить, чтобы она была занесена в диспетчерскую книгу, запомнить ее номер. В случае аварии, кроме заявки, нужно составить акт о причине аварии. В акте необходимо указать время заявки и занесение ее в журнал, срок отсутствия услуги, время нормализации работы. Акт подписывают представитель жэка, жильцы квартиры или представители инициативной группы, а также предприятие, по чьей вине произошла авария. Позаботьтесь о том, чтобы у вас осталась копия акта.

В соответствии со статьями 175, 176, 184 Жилищного кодекса Украины - для домов государственного жилого фонда, а также договора с ЖЭО, заключаемого при приватизации квартиры, службы, отвечавшие за нормальное обеспечение жильцов данной услугой, должны исправить недостатки. Но проходит месяц, другой, а на ваши требования никакой реакции. В таком случае составляют претензию, а все доводы подтверждаются документами (номер и дата предварительных жалоб, копия акта и т. д.). Претензию также пишут в трех экземплярах, а на копии, которую вы оставите себе, убедите работника жэка поставить штамп или печать. У вас будет весомый аргумент, если придется обращаться в суд.

Вы собрались судиться

Юрисконсульт Украинской ассоциации потребителей Оксана Нагорнюк заметила, что с жэком судятся единицы. За пять лет существования ассоциации был лишь один коммунальный процесс, который, кстати, завершился в пользу истца: Ленинградский районный суд столицы вынудил жэк сделать в квартире капитальный ремонт, причиной которого стала авария по вине того же жэка.

В Госкомитете Украины по делам защиты прав потребителей коммунальных судебных процессов и вовсе не могли припомнить. Не потому, что жалоб стало меньше. Напротив, по сравнению с позапрошлым годом число их возросло на 20%. Дело в том, что подготовка иска займет не один месяц, да и само рассмотрение дела, вероятнее всего, будет длиться не меньше полугода. И, что самое главное, районные эксплуатационные конторы всячески стараются избежать судебных процессов. Ведь почти всегда жэки признают свою вину, а значит, помимо материального ущерба, придется выплачивать еще и моральный - для жэков просто разорительный.

И тем не менее, если дело доходит до суда, вот несколько советов, которые дала юрисконсульт Оксана Нагорнюк.

- Не возражайте против присутствия работников жэка при проведении экспертизы, наоборот - пригласите их на осмотр дома. Это важно, поскольку работники жэка, пожелав затянуть рассмотрение дела, в суде скажут, что не доверяют экспертам, и суду придется назначать новую экспертизу. В качестве подтверждения заключения договора найма жилого помещения возьмите в жэке копии финансовых лицевых счетов на все квартиры, жители которых обращаются в суд. Основная проблема, с которой сталкиваются потребители в судах по таким делам, - неявка представителей жэка в суд. Самая действенная мера - написать заявление о наложении ареста на счет жэка и предъявить его судье. Обычно представитель жэка в суде доказывает, что ответчиком должен быть не жэк, а организация, обеспечивающая подачу тепла, воды, электроэнергии. Ваш аргумент - договор найма заключен у вас не с этими организациями, а с жэком.

И последнее. В суде настаивайте, чтобы в решении было указано, какие конкретно работы нужно сделать для приведения дома в нормальное состояние, а также были указаны сроки, в течение которых эти работы нужно провести.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №23, 16 июня-22 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно