Околозакупочный бедлам

14 апреля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 14 апреля-21 апреля

По прошествии месяца после вступления в силу последних поправок к Закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» сфера госзакупок, в поле действия которой оказались и 4 тыс...

По прошествии месяца после вступления в силу последних поправок к Закону «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» сфера госзакупок, в поле действия которой оказались и 4 тыс. госпредприятий, остается фактически парализованной. Такой вывод можно сделать по многочисленным заявлениям участников круглого стола на тему «Закупочная деятельность в новых условиях», состоявшегося 10 апреля в Украинском доме.

Органы исполнительной власти, распорядители бюджетных средств и руководители госпредприятий пока находят лишь половинчатые меры по урегулированию нынешней тупиковой ситуации. Главная причина — закон, серьезно видоизменивший сложившуюся систему госзакупок, вступил в силу с момента его опубликования, хотя нормативной базы в виде необходимых подзаконных актов пока нет. Между тем у «околозакупочных» коммерческих структур, случайно или нет оказавшихся в чрезвычайно выгодных условиях, появилась возможность снимать фактически монопольную ренту с участников рынка. Которой они, естественно, спешат воспользоваться.

Сразу внесем ясность: «ЗН» вовсе не отрицает необходимости усовершенствования действовавшей ранее в нашей стране системы осуществления, координации и контроля над госзакупками. И ее недостатки, стоимость которых для государственной казны, по оценкам ГлавКРУ, может достигать 7 млрд. грн. ежегодно, действительно необходимо устранять. Другое дело, какими методами это делать и какими принципами при этом руководствоваться. В данном конкретном случае, как нам кажется, мы в очередной раз стали очевидцами того, как под в общем-то благородным и правильным предлогом через парламент были протянуты безответственные и необдуманные решения.

Напомним, что ныне действующая редакция закона о госзакупках вступила в силу 17 марта текущего года. Сие явно недоношенное дитя рождалось в муках и спешке. Лоббировавшие его принятие депутаты Олег Лукашук и Сергей Осыка сумели провести через ВР законопроект, который не только игнорировал мнение многих заинтересованных сторон и выводы экспертов, но и кардинально отличался во второй редакции от первоначального варианта. И все же ВР, несмотря на отрицательные выводы собственного Главного научно-экспертного управления, протесты целого ряда государственных ведомств и Кабмина, предлагавшего свой вариант законопроекта, преодолела вето президента и в конце февраля приняла изменения к закону.

Главными новшествами являлась передача (правда, в значительно урезанном виде) полномочий по наблюдению и координации госзакупок от Минэкономики Антимонопольному комитету Украины (АМКУ). Целый ряд функций по отслеживанию прозрачности процедур закупок получила Счетная палата, для чего при ней создана Специальная контрольная комиссия (хотя Закон «О Счетной палате» вообще не предусматривает возможности создания в ее структуре каких-либо контрольных комиссий).

Заодно комиссия, в состав которой входят по одному представителю от Счетной палаты, Государственной контрольно-ревизионной службы, Госказначейства и по три — от профильного комитета ВР и общественной Тендерной палаты, получила некоторые полномочия, в мировой практике свойственные органам исполнительной власти. В частности, теперь спецкомиссия будет принимать жалобы о нарушениях процедуры проведения госзакупок.

А АМКУ теперь может выдавать согласования на госзакупки с ограниченным участием или у одного участника (одна из наиболее «пикантных» сфер в этой области, на которую приходится 22% общего числа закупок) только после позитивного вывода спецкомиссии при Счетной палате. Интересно, что при обращении госзаказчика за выдачей подобных согласований в общественную организацию – Тендерную палату Украины (ТПУ) – такая громоздкая двухступенчатая процедура вообще не понадобится.

Кроме того, ТПУ получила прерогативу публиковать в своем информационном бюллетене обязательную к размещению информацию о госзакупках (бесплатно). А еще — определять список уполномоченных информационных систем, через которые будут осуществляться госзакупки.

Примечательно, что новая редакция закона лишила органы исполнительной власти каких-либо функций по разъяснению его положений. С другой стороны, в законе указано, что Тендерная палата имеет право давать рекомендации по тем или иным вопросам. И хотя эти рекомендации вроде бы и не имеют особой юридической силы, в сложившихся условиях госзаказчики вынуждены будут ориентироваться на выводы и мнение именно ТПУ.

Процесс, как говорится, пошел. Одной из наиболее примечательных рекомендаций, вышедших из недр Тендерной палаты, является вывод по вопросам госзакупок №в-48/03 от 17 марта 2006 года относительно порядка применения положений Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства».

В этом документе представители ТПУ указывают, что единственной информационной системой, удовлетворяющей требования законодательства к специализированным информационным системам (проще говоря, вебсайтам) в настоящее время является лишь портал «Державні закупівлі» (www.zakupivli.com). Размещение информации в этой системе платное.

Размер платы зависит от процедуры проведения закупок (открытые закупки, тендер или ограниченные) и колеблется в диапазоне от 300 до 1000 грн. Система «Державні закупівлі» принадлежит коммерческой структуре, именуемой ООО «Европейское консалтинговое агентство» (ЕКА).

Напомним, что размещать информацию о своих закупках в специализированных информационных системах государственных заказчиков обязала еще июльская версия Закона Украины «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства», которая к тому же наделила Тендерную палату функциями общественного контроля над госзакупками.

Кстати говоря, норма закона, обязавшая заказчиков размещать информацию о закупках в «избранных» информационных системах, взимающих за это плату, стала одним из ключевых пунктов президентского вето, поскольку это нововведение может привести к злоупотреблениям и монополизации информационного пространства в сфере госзакупок и увеличению соответствующих бюджетных трат. После принятия закона, как свидетельствуют заказчики, стоимость услуг значительно выросла.

Обращает на себя внимание то, как настойчиво ТПУ отстаивает интересы ЕКА, пригрозив неприятностями в виде непризнания договоров о госзакупках тем заказчикам, которые с осени прошлого года, следуя рекомендациям Минэкономики, не размещали свою информацию на сайте ЕКА. Цитируем дословно: «…более полугода отдельные заказчики торгов нарушали требования закона. Все эти нарушения… являются основанием для отмены торгов, а договор, заключенный по результатам процедуры, которая была проведена с указанными нарушениями, считается недействительным (никчемным)».

Тендерную палату не смутили и дважды опубликованные (28.12.2005 г. и 07.04.2006 г.) выводы СБУ о том, что «на сегодняшний день отсутствуют информационные системы в сети Интернет, которые в части создания комплексной системы защиты информации и подтверждения ее соответствия позволяют в полном объеме обеспечить выполнение» законодательных требований. В ответ ТПУ опубликовала гневное открытое письмо, в котором заявила о своем категорическом несогласии.

Представители ТПУ не особенно стеснялись в выражениях: «Тендерная палата Украины выражает свою обеспокоенность касательно некомпетентности работников СБУ, которые готовили это письмо. Таким письмом эти работники подставили высшее руководство СБУ».

Не ставя целью разобраться в правоте двух организаций, все же заметим, что одной из наиболее массовых жалоб участников круглого стола было то, что для обязательного размещения объявления в информационном бюллетене ТПУ в его редакции требуют сначала разместить ту же информацию в электронной информационной системе. Единственно легитимной среди которых, напомним, в ТПУ считают портал www.zakupivli.com.

В свою очередь, в ЕКА соглашаются подписывать договор о размещении требуемой законом информации (платной!) только при условии, что заказчик подпишет с ЕКА или другой структурой сети (Центр тендерных процедур) договор о консалтинговом, юридическом, информационном и т.п. сопровождении, включая предоставление тендерного обеспечения, обеспечения выполнения договора.

Наличие «пятнадцати килограммов жалоб» на негласную круговую поруку в ходе круглого стола подтвердил первый зампредседателя АМКУ Юрий Кравченко, сообщивший, что Комитет уже работает над внесением необходимых поправок в действующее законодательство.

Кроме того, как сообщается на официальном сайте АМКУ, «Антимонопольный комитет Украины рекомендует собственнику информационной системы «Портал «Государственные закупки» компании «Европейское консалтинговое агентство» прекратить действия с признаками злоупотребления монопольным положением на рынке обнародования информации о госзакупках в сети Интернет».

Как установил Комитет на основе многочисленных жалоб, агентство-собственник информационной системы «Портал «Государственные закупки Украины» навязывает потребителям дополнительные требования при предоставлении услуг на размещение объявлений. В частности, по данным АМКУ, агентство требует предварительно заключать соглашения о получении заказчиками консалтинговых, юридических и информационных услуг, а также договоры о сопровождении всех тендерных процедур.

При этом установленная стоимость услуг не имеет адекватного обоснования. Так, по требованию Комитета агентство не смогло ни обосновать высокие тарифы, ни аргументированно пояснить порядок их формирования. «В условиях отсутствия альтернативы на рынке все это создает основания для злоупотреблений и неоправданного расходования государственных средств, — говорится в сообщении от имени главы Комитета Алексея Костусева. — Агентство должно немедленно прекратить навязывание беспричинных условий и пересмотреть подходы к формированию цен, исходя из их экономической обоснованности».

О результатах рассмотрения рекомендаций АМКУ обязал «Европейское консалтинговое агентство» сообщить в течение десяти дней.

Здесь самое время сообщить некоторые подробности об ЕКА. Согласно уставу этой структуры, среди ее соучредителей в момент основания в 2000 году значились Владимир Врублевский и Антон Яценко, занимающий сейчас пост вице-президента ТПУ. А в начале 2006 года, по данным Главного межрегионального управления статистики в Киеве, учредителями агентства значились все тот же Владимир Врублевский и отец г-на Яценко — Владимир Порфирьевич Яценко.

Интересно, что все эти господа фигурируют среди руководителей и учредителей коммерческой организации ООО «Центр тендерных процедур» и общественной организации «Центр тендерных процедур и бизнес-планирования». Последняя, в свою очередь, является одним из трех общественных соучредителей союза общественных организаций «Тендерная палата Украины» на момент создания последнего в апреле 2005 года.

Примечательно и то, что все три общественных учредителя Тендерной палаты (другие два — «Ассоциация содействия борьбе с коррупцией» и «Центр развития монопольного права и конкуренции»), согласно официальному письму Минюста (№32-5-97 от 01.03.06 г.) дружно зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу – г. Киев, ул. П.Лумумбы, 21.

С этими и многими другими документальными подтверждениями столь тесного сочетания общественных и коммерческих интересов любопытный читатель может познакомиться на сайте www.e-uriadnik.org.ua и самостоятельно сделать выводы обо всех особенностях формировавшейся в течение нескольких лет и наконец узаконенной системы общественного контроля за госзакупками.

Правда, по информации представителей Тендерной палаты, сейчас круг ее соучредителей значительно расширился. Однако их перечня на сайте ТПУ в Интернете найти почему-то нельзя. Зато приводится внушительный список представителей государственных ведомств и общественных организаций, а также народных избранников – членов наблюдательного совета Тендерной палаты, среди которых значатся и нардепы Осыка С.Г. и Лукашук О.Г. (последний занимает пост вице-президента).

Среди вице-президентов ТП — и глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Ксения Ляпина. Именно г-жа Ляпина подписала от имени Совета предпринимателей направленный в Кабмин призыв отказаться от инициатив по пересмотру принятых Верховной Радой изменений в Закон «О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства». Обращение мотивируется тем, что новая редакция закона позволит усовершенствовать порядок проведения госзакупок, установить четкие правила поведения заказчиков и участников торгов и учитывает интересы отечественного производителя.

Переписка в последнее время крепчает. В адрес президента открытое письмо направил глава АМКУ А.Костусев. Попутно упомянув о мнении Совета предпринимателей, он сообщил, что его «как гражданина и патриота Украины глубоко беспокоит ситуация, когда принятый ВР и подписанный президентом закон игнорируется не только представителями отдельных министерств, в частности Министерства экономики, но и руководством Кабинета министров Украины». А посему, «учитывая реальные угрозы интересам национальной безопасности», «настойчиво попросил» главу государства «срочно обязать обеспечение неукоснительного выполнения норм закона».

Тезис о необходимости тщательного соблюдения норм закона сложно оспорить. Вот только как быть участникам этого процесса, которые если бы даже и хотели, вряд ли смогут сейчас полностью выполнять законодательные требования? Идти на поклон к коммерческим посредникам? Так это немалых денег стоит. Государственных, заметьте.

Вячеслав ПАВЛЮК, помощник начальника
Главного военного клинического госпиталя:

— Не будет серьезным преувеличением, если назвать возникшую ситуацию в сфере госзакупок катастрофической. Особенно это касается госпредприятий, у которых внедрение подобных процедур не может не вызвать серьезнейших сложностей. Если же говорить о бюджетниках, то в связи с кардинальными изменениями в порядке размещения информации о торгах, на сегодняшний день невозможно разместить информацию о торгах, не пойдя «на поклон» к «Европейскому консалтинговому агентству», поскольку выполнить требования закона можно, только разместив объявление на сайте этой компании и в бюллетене ТПУ. Палата, кстати, получила немало полномочий. Но не несет за их должное выполнение никакой ответственности. Это нонсенс.

В принципе, требования этих структур можно было бы выполнить. Однако как это согласуется с необходимостью выполнения порядка использования бюджетных средств? Как потом доказывать контролирующим органам целесообразность уплаты в среднем 800 грн. за каждое размещенное объявление, которых у крупной организации могут быть тысячи?

Кроме того, основное бремя по оплате услуг консультантов, которое вроде бы и не ложится непосредственно на плечи заказчиков, перекладывается на участника торгов. Но ведь участник закупок затем неизбежно заложит эти затраты, которые могут достигать 1% стоимости закупки, в цену поставляемого товара. А это, в свою очередь, тоже ведет к перерасходу бюджетных средств.

Еще одна проблема состоит в том, что теперь появилось множество предлогов, под которыми тот или иной субъект, даже не участвовавший в торгах, руководствуясь исключительно собственными меркантильными интересами , может парализовать закупки и даже полностью деятельность любого крупнейшего стратегического предприятия, подав жалобу или судебный иск по любому формальному поводу.

Ксения ЛЯПИНА, народный депутат, глава Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины:

— Существовавшая ранее многолетняя монополия Минэкономики в сфере госзакупок вызывала множество нареканий и не выдерживала никакой критики. И жалоб на ее коррупционность до изменений в закон было не меньше, а в десять раз больше. Причем жалобы были такими же: дорогое оформление документов, несовершенство процедуры проведения тендеров и бессмысленность подачи жалоб на их незаконность или предвзятость. «Вестник госзакупок» Минэкономики не был эффективным информационным ресурсом, о его существовании не знали 90% представителей бизнеса.

Стало ли все хорошо? Нет. И предвыборные особенности здесь тоже сыграли свою роль. Но считаю, что это — тот старт, с которого надо начинать, чтобы разрушить старую систему. И когда мы написали свое письмо о том, что этот закон не надо ветировать, что он должен вступить в силу, мы вовсе не имели в виду, что это — идеал, которого мы уже достигли. Общаясь с представителями Тендерной палаты, мы уже предложили учесть и устранить все возникшие несоответствия и несуразности.

Структуры, монополизировавшие рынок посреднических услуг, фактически сделали это раньше. Деятельность ТПУ далека от совершенства. Но, по уставу, она — открытая общественная организация, участником которой может стать любой желающий, чтобы осуществлять контроль за ее деятельностью. Поэтому для представителей бизнеса, которые реально, а не только на словах, захотят осуществлять контроль над госзакупками, это — реальный инструмент. К его активному использованию хотелось бы призвать предпринимателей.

Но я бы при этом не преувеличивала значимость функций ТПУ в управлении этой сферой. Рассматривать жалобы, например, они могут только как одна из целого ряда других структур, наделенных такими полномочиями. Монополия на информацию — это тоже надуманная проблема. Кто мешает органам государственной власти создать свой отвечающий требованиям закона бесплатный информационный портал?

Мне кажется, что госорганы сейчас больше думают не о том, как выполнить нормы закона, а о том, как устранить Тендерную палату. Не исключаю, что в ТПУ могут существовать какие-то злоупотребления со стороны бизнес-структур, навязывающих под ее крылом свои услуги. Но это можно и нужно исправлять. И первое — это передать АМКУ координационные функции, которые сейчас закреплены за Счетной и Тендерной палатами. Второе — вывести из сферы действия закона о госзакупках компании со смешанной формой собственности.

Вовсе не обязательно поворачивать все вспять, возвращая функции по контролю и координации госзакупок Минэкономики. Для АМКУ выполнять эту роль более логично, поскольку его функция – это как раз координация и деятельность в области конкурентного законодательства. Мониторинг и контроль, я считаю, должны осуществлять Счетная палата и независимая общественная организация.

Андрей МАРУСОВ, редактор информационного портала «Е-Урядник»

— Под лозунгами прозрачности, общественного контроля и борьбы с коррупцией в Украине сформировалась потенциально коррупционная сеть монопольной ренты. Она состоит из Тендерной палаты Украины, которая якобы осуществляет общественный контроль над государственными закупками, и целого ряда частных компаний. Среди них самыми известными являются ООО «Европейское консалтинговое агентство» (владелец портала «Державні закупівлі» www.zakupivli.com), ООО «Центр тендерных процедур» (и его клоны), ООО «Украинский вексельный союз» и т.д. Согласно информации, предоставленной «Е-Уряднику» Минюстом и Главным межрегиональным управлением статистики в Киеве, все эти организации находятся под прямым или опосредованным контролем Антона Яценко и Владимира Врублевского с родственниками.

Благодаря изменениям в закон о госзакупках, которые проводились с 2004 года, структуры сети фактически монополизировали консалтинговое и информационное сопровождение государственных закупок, рынок предоставления тендерного обеспечения. В руках сети оказались инструменты прямого контроля над наиболее коррупционно опасными процедурами закупок — у одного участника и с ограниченным участием. В ближайшие дни мы обнародуем результаты нашего анализа источников доходов сети. Кстати, в этом деле нам очень помогают наши читатели (предприниматели, честные чиновники разного уровня), которые по электронной почте, по телефону, при личных встречах предоставляют необходимую информацию.

В результате деятельности упомянутых компаний не только граждане или общественные организации, но и само государство лишилось доступа к информации о том, как органы власти расходуют деньги налогоплательщиков! А это уже проблема не только демократичности и открытости госуправления, но и — национальной безопасности Украины.

Конечно, я не могу никого обвинять в коррупции, поскольку это прерогатива правоохранительных органов Украины. Однако я убежден, что налицо все признаки масштабного коррупционного сговора, в который вовлечены, среди прочих, нынешние и бывшие чиновники Счетной палаты, Антимонопольного комитета, Министерства экономики, прокуратуры, МВД, других ведомств, а также некоторые народные депутаты.

Денис КРАСНИКОВ, вице-президент Тендерной палаты Украины:

— Нынешняя редакция Закона «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» устанавливает целый ряд специфических требований, которым должна соответствовать информационная система в сети Интернет, размещающая информацию о госзакупках.

В данный момент всем этим требованиям в наибольшей степени соответствует портал www.zakupivli.com, имеющий, в отличие от других сайтов, аттестат соответствия Комплексной системе защиты информации ДСТСЗИ (Департамента специальных телекоммуникационных систем и защиты информации) СБУ.

Информацию о закупках размещать все равно надо. В принципе, можно пустить этот процесс полностью на самотек и позволить всем желающим размещать ее там, где они захотят, абсолютно не соблюдая требований о защите такой информации. Доказать затем, была ли информация размещена вообще и вносились ли в нее какие-либо изменения, при рассмотрении любых споров будет невозможно.

Нормальная же ситуация возникнет в том случае, если появится конкуренция между сайтами, соответствующими всем необходимым требованиям. Контроль за соблюдением конкуренции должен осуществлять АМКУ, имеющий для этого все необходимые полномочия.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно