О СУДЬБАХ УГНАННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

3 сентября, 1999, 00:00 Распечатать

На этот раз речь пойдет об угоне автомобиля. Вернее, о двух ситуациях - угнали у вас или же вы купили угнанную машину...

На этот раз речь пойдет об угоне автомобиля. Вернее, о двух ситуациях - угнали у вас или же вы купили угнанную машину.

Ситуация первая: угнали у вас. Если вы застраховали автомобиль, то при его неправомерном изъятии у вас остается возможность получить страховку и не потерять вложенные деньги. Страховка - это вид сделки, заключаемой между собственником имущества и страховой компанией, суть которой в том, что страховая компания обязуется выплатить собственнику имущества определенную сумму при наступлении определенных условий, например, похищении имущества или отобранием его путем грабежа. С точки зрения гражданского права, такая сделка называется условной, а точнее - отлагательной, то есть возникновение прав и обязанностей у сторон (право клиента требовать выплаты страховой суммы и обязанность страховой компании ее выплатить) ставится в зависимость от наступления какого-либо события. В данном случае такое событие называется страховым случаем. Но это теория.

На практике схема проста - есть машина, ее страхуют, потом воруют. Хозяину, естественно, выплачивают страховку, и на этом, кажется, все должно закончиться. Правда, следует заметить, что перед выплатой денег страховая компания тысячу раз проверит обстоятельства пропажи автомобиля, поскольку некоторые недобросовестные субъекты могут заниматься воровством своих застрахованных автомобилей профессионально. В случае обнаружения факта умышленной «пропажи» машины ее владельцем, страховая компания на основании части 4 ст. 61 Гражданского кодекса Украины имеет право не выплатить страховку. Если же после проверки подобных фактов выявлено не было, то различные вопросы могут возникать только в связи с условиями договора страхования, то есть в частностях, связанных с деятельностью конкретной страховой компании.

Выплата определенной страховой суммы не лишает клиента прав на его автомобиль. Предметом договора страховки является именно риск того, что с автомобилем может случиться что-нибудь нехорошее, а не сам автомобиль.

В соответствии с Конституцией нашей страны, государство в лице органов внутренних дел, конечно, обязано осуществлять охрану собственности граждан и заниматься поиском пропавших автомобилей. Но мы не будем сейчас говорить о том, как идет эта работа. Нищая страна не в состоянии не то что заниматься поиском пропавших машин, она даже не может обеспечить зарплатой госслужащих. Поэтому поиски пропавшей машины осуществлять лучше самостоятельно либо же обратиться в частные сыскные бюро. Если вам посчастливится найти свою машину (а, к сожалению, это очень маловероятно, поскольку обычно угоном занимаются хорошо организованные преступные группировки), то во избежание обвинений в самоуправстве к процессу истребования лучше приобщить органы милиции.

Еще одна деталь. Если в течение года у вас семь раз воруют застрахованный автомобиль, выплачивают страховку по факту кражи и после каждого угона этот автомобиль находится, то даже самый недальновидный работник уголовного розыска предположит, что последние два угона были, скорее всего, запланированы вами. В результате может быть начато производство уголовного дела по факту мошенничества. Так что не злоупотребляйте - занимайтесь этим не более пяти раз.

Ситуация вторая: покупка угнанного автомобиля. Приобретение ненового автомобиля несет риск покупки «кота в мешке», по крайней мере по части его происхождения. Особенно, если покупка состоялась «с рук» у малознакомого индивидуума. «Обезопасить» автомобиль в этом случае может только обстоятельная проверка - не перебиты ли номера и исследование - не числится ли эта машина в Интерполе как угнанная.

Однако очень немногие делают это. Большинство по старинке ограничивается одной лишь регистрацией в ГАИ, которая фактически ничего никому не гарантирует. В результате купленный и оформленный, казалось бы, по всем правилам, предусмотренным действующей нормативной базой Украины, автомобиль попадает в неприятную ситуацию, в которой почему-то страдает не столько он сам, сколько его хозяин.

Вечер трудного дня. Вы возвращаетесь домой после работы (беседы с другом, свидания с любовницей). В салоне вашего автомобиля звучит какая-нибудь хорошая музыка, настраивая вас на мысли о том, что день почти закончился и время расслабляться. Но работники Госавтоинспекции не смотрят на часы, они смотрят на дорогу, показания радара и, в результате, на технические паспорта, номера автомобилей и права на вождение транспортных средств. Если у работника ГАИ ко всему еще и плохое настроение, то придется также поднимать капот машины для сверки номеров. Вполне возможно, что патрульный окажется более глазастым, чем тот, кто проводил сверку при регистрации транспортного средства в МРЭО, и обнаружит некоторую подозрительность номеров силового агрегата или кузова. После проведения более основательного исследования может оказаться, что номера действительно были перебиты. Проявившиеся же первоначальные номера могут создать вам такое, мягко говоря, неудобство, как изъятие машины, в народе называемое «постановкой на штрафплощадку». Совершенно очевидно, что во всем этом никакой вашей вины нет совершенно и, с точки зрения здравой логики, а также объективной справедливости, наказывать вас не за что, да и незачем. Так что, думаете, машину должны отдать? Нет, машину вам никто отдавать не собирается, причем имея на то вполне законные основания.

С точки зрения нашего Гражданского кодекса, вы в этом случае являетесь незаконным, хотя и добросовестным приобретателем. Но толку от вашей добросовестности вообще никакого. Есть только одна незаконность, перед которой все остальное меркнет. На сегодняшний день не существует юридических способов вернуть такой автомобиль. Деньги, выплаченные за него, практически тоже. Это можно попытаться сделать, только доказав, что продавец машины знал о ее «темном» прошлом, что практически нереально. Если вам это все же удалось, то есть все необходимые юридические основания, чтобы признать сделку купли-продажи автомобиля недействительной и потребовать реституции, то есть возвращения сторон сделки в исходное положение, существовавшее до заключения сделки. Иначе говоря, вы имеете юридическое право требовать заплаченные продавцу деньги и отдаете ему стоящую на штрафплощадке, фактически уже не вашу, машину. Остальное - проблемы продавца.

Однако вернут вам только те деньги, которые указаны в договоре купли-продажи, а не те, которые вы реально передавали из рук в руки. Так что договор купли-продажи гораздо более серьезный и важный документ, чем многие думают.

Если доказать недействительность сделки невозможно, остается только одно решение этой ситуации. В случае, если хозяин, у которого была угнана машина, не требует ее возврата, можно договориться о том, что вы продолжаете тихо-мирно ездить на злополучной машине, но не будете иметь прав на ее продажу, как средства передвижения. Однако, поскольку номера ставятся только на кузове и блоке цилиндров, у вас есть возможность продать автомобиль по запчастям. Это лучшее, что можно «выкрутить» из подобной ситуации. Для того чтобы в такую ситуацию не попадать, достаточно всего лишь совершить действия по всесторонней проверке автомобиля «на угон».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно