НУ ВЫ ДАЕТЕ, МУЖИКИ!

26 марта, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 26 марта-2 апреля

Шутить у нас принято по-идиотски. Особенно на 1 апреля. В нынешнем году главной шуткой этого дня станет введение НДС-счетов...

Шутить у нас принято по-идиотски. Особенно на 1 апреля. В нынешнем году главной шуткой этого дня станет введение НДС-счетов. Или, как они официально названы в постановлении Кабмина и Нацбанка №359 от 23 марта 2004 года, — «Некоторые вопросы, связанные с взиманием НДС», «отдельных текущих и регистрационных счетов плательщиков НДС». Ниже — вопросы, которые возникли к документу у меня как у предпринимателя.

Первое. Несмотря на все заверения государства в предоставлении предпринимателям максимального содействия, вдвое увеличивается количество счетов, с которыми им придется работать. Бухгалтерам придется нести в банк две платежки по каждому платежу, вести две категории банковских выписок и так далее. Предприятия будут вынуждены нанимать дополнительных бухгалтеров. Налоговая, в свою очередь, не преминет увеличить штат инспекторов по работе со спецсчетами. Дополнительный персонал будут вынуждены нанимать и банки. Возросшие расходы на всю эту бюрократию, от которой и без того задыхается страна, легко «съедят» ожидаемое увеличение доходов бюджета.

Второе. Открытие счета в банке — это сложная процедура. Необходимо сначала разрешение налоговой инспекции, затем уведомление налоговой об открытии счета. На все это требуется время. Даже с учетом рекомендаций Нацбанка об упрощении процедуры открытия дополнительных счетов в банках, где уже имеются текущие счета субъектов предпринимательской деятельности, в преддверии 1 апреля в банках и налоговых будет «дурдом». Кто не успеет этого сделать, у того с 1 апреля возникнут большие проблемы с финансово-хозяйственной деятельностью.

Третье. Операции по открытию и обслуживанию счетов, проведению платежей и прочие — платные. Правда, в п.4 постановления сказано, что банкам рекомендуют за открытие счетов денег не брать. Но только рекомендуют, а не приказывают. Высказывавшаяся чиновниками мысль о том, что бесплатным должно быть и обслуживание «проводок» по этим счетам, вообще не нашло отражения в документах. Учитывая, что далеко не все отечественные банки смогут позволить себе бесплатно обрабатывать половину платежей, за остальные операции предприниматель потом будет платить вечно. Банкам, правда, это несомненно выгодно.

Четвертое и самое опасное — замораживание средств предпринимателей. Все, что говорят по этому поводу чиновники, опровергается простыми, «школьными» бизнес-примерами.

Пусть за выполнение неких работ плательщик НДС получил предоплату 12 тыс. грн. 10 тыс. ушло на основной счет, а 2 тыс. — на НДС-счет (это — налоговые обязательства по НДС, или исходящий НДС). Предприниматель должен закупить сырья, комплектующих и пр. на 6 тыс. грн., т.е. с основного счета он платит 5 тыс. грн., а с НДС-счета — 1000 (это — налоговый кредит, или входящий НДС.) Таким образом, на НДС-счету остается 1000 грн., каковые следует перечислить в бюджет. Вроде бы ничего страшного.

А если за работу платят после ее выполнения? Чтобы закупить материалы за свои деньги, предприниматель согласно п.7 утвержденного постановлением «Порядка взимания НДС и оборота средств через отдельные текущие счета плательщиков НДС» вносит на свой НДС-счет 1000 грн. и проплачивает, вместе с 5 тыс. грн. с основного счета, эту тысячу на НДС-счет поставщика. В результате государство оказывается должно предпринимателю 1000 грн. При старой системе, получив затем 12 тыс. грн., в т.ч. 2000 грн. НДС, от заказчика работ, предприниматель платил только 1000 грн. НДС государству, так как он уже заплатил 1000 грн. в составе платежа за сырье. Теперь же, когда с ним расплатятся, все 2000 грн. окажутся на НДС-счете и половина из них «застрянет» там.

Вернуть эти честно заработанные деньги на обычный счет, использовать для закупки материалов и оборудования, на зарплату и прочее предприниматель не имеет возможности. Он может использовать эти средства только на налоги, и то с оговорками. Т.е. предприниматель авансирует государство на эту тысячу гривен. Это — мощнейший удар по зарплатам, потребительскому рынку, бизнесу!

Теперь по поводу возможности потратить средства, накопившиеся на НДС-счете, на уплату других налогов, взносов в Пенсионный фонд и прочее, спешно внесенной разработчиками в п.6 вышеупомянутого «Порядка…» уже перед самым подписанием постановления. Там содержатся две оговорки. Во-первых, это возможно, если нет задолженности по НДС. А во-вторых, только после получения от налоговой инспекции разрешения, которое она должна дать в пятидневный срок. Мало того, что создается еще одна лазейка для коррупции: ведь могут разрешить, а могут и нет. Но так как все платежи обычно осуществляются перед концом отчетного периода, за эти пять дней срок уплаты этих «других отчислений» может истечь. И тогда их придется платить с текущего счета, из оборотных средств…

Вряд ли следует кого-то убеждать в том, что постановление №359 вопиюще противоречит самой логике законодательства об НДС. Закон устанавливает, что плательщик НДС обязан уплатить налог в течение определенного времени после окончания отчетного периода. Для тех, чей оборот не превышает 122,4 тыс. грн. в год, сегодня действует срок 30 дней после окончания отчетного месяца или квартала. Сейчас до наступления этого срока предприниматель сам распоряжается деньгами, «крутит» их, зарабатывает на них и пр. Теперь же речь идет не только о фактическом игнорировании Кабмином положений закона об НДС, но и о сужении конституционных прав граждан и их коллективов (фирм) распоряжаться своей собственностью (деньгами) до того, как наступит официальный срок исполнения ими своих обязательств по уплате налогов. Это — тема для Конституционного суда.

То, что вводимый постановлением механизм взимания НДС ударит по малому и среднему бизнесу, признают даже его авторы: они говорят о необходимости введения в законодательство кассового механизма сбора НДС. Правда, само постановление содержит рекомендацию подготовить изменения к закону об НДС лишь к 1 июня, в преддверии парламентских каникул, а значит, «черная полоса» для мелкого и среднего бизнеса может продлиться до осени. Ну а фраза об уменьшении в перспективе ставок НДС воспринимается не иначе как ритуальная болтовня…

На мой взгляд, самое глупое, что может сделать отечественный бизнес, — броситься исполнять это постановление. Нужно протестовать.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №22-23, 15 июня-21 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно