Иными словами, может повториться харьковский сценарий «газ в обмен на флот», только в глобальном масштабе, пишет в своей статье для DT.UA адвокат, юрист-международник Максим Алинов.
Он напоминает, что неделю назад, 4 декабря 2011 года, посол Российской Федерации в Украине Михаил Зурабов прогнозирует, что новые договоренности между Россией и Украиной в газовой сфере будут закреплены на межправительственном уровне. «Вероятнее всего, это будет межправительственное соглашение. Оно, скорее всего, соответствующим образом будет легитимироваться и соответствующим образом будет одобряться», - заявил посол.
Это заявление, по мнению эксперта, может свидетельствовать и о масштабах украинско-российских газовых «компромиссов», и о возможной процедуре их легализации.
Дело в том, что получение под российский монопольный контроль газового рынка Украины (то есть газотранспортной системы, подземных хранилищ газа, внутренних распределительных сетей) серьезно усложняется запретами, установленными действующим законодательством Украины.
Если предметом газового «компромисса» действительно является передача газового рынка Украины под монопольное влияние «Газпрома», то обойти указанные законодательные ограничения и запреты (не поднимая раньше времени шум и используя стратегию блицкрига) можно только одним способом - урегулировав все вопросы в международно-правовом договоре, ратификация которого даст его положениям преобладающую силу над украинскими законами.
Некоторая интрига сохраняется вокруг того, на каком же уровне - межправительственном или межгосударственном - будет заключен международно-правовой договор, о котором неделю назад заявил господин Зурабов. Это не только вопрос юридической техники. Это еще и вопрос юридической и политической ответственности за заключение соответствующего договора.
По словам М.Алинова, если договор будет заключен на межправительственном уровне, всю ответственность за это будет нести Кабинет министров Украины во главе с премьер-министром, который в этом случае, в соответствии с Законом Украины «О международных договорах Украины», должен утвердить директивы на проведение переговоров относительно заключения договора, а со временем - одобрить подписанный международный договор и подать его на ратификацию в Верховную Раду Украины.
В случае же заключения договора на межгосударственном уровне - аналогичные шаги должен санкционировать уже президент Украины (взяв на себя всю ответственность, которая из этого следует).
Таким образом, уровень, на котором будет заключен анонсированный российским послом международный договор, определит фамилию того гражданина Украины, который, вероятно, войдет в историю как человек, санкционировавший наиболее масштабную сдачу национальных интересов Украины в газовой сфере.
Наконец, существует угроза того, что заключение заявленного господином Зурабовым международного договора (особенно в том случае, если он действительно будет направлен на монополизацию газового рынка Украины под патронатом «Газпрома») вызовет прямой конфликт с международно-правовыми обязательствами Украины, вытекающими из Договора Энергетической Хартии и членства Украины в Европейском Энергетическом сообществе.
Либерализация газового рынка Украины на основе европейских принципов (чему в значительной степени способствует членство Украины в Европейском Энергетическом сообществе) является одним из немногих, а практически - единственным из доступных правительству Украины способов противостоять газовому диктату со стороны России. Отказ от этого инструмента защиты национальных интересов Украины будет равноценен отказу от европейской интеграции нашей страны, ее необратимому вхождению в евразийское пространство и передаче в руки Кремля весомых рычагов влияния на внутриполитическую и внутриэкономическую ситуацию в Украине.
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Максима Алинова «Как им обустроить монополию».