От внедрения накопительной пенсии в Украине выиграют все участники накопительной системы, кроме пенсионеров и государства. Об этом в комментарии ZN.UA отметил директор Института развития территорий, автор и соавтор ряда законопроектов по реформированию местного самоуправления, бюджета и государственных закупок Юрий Ганущак.
"Работодатели – отстояли ставку ЕСВ, которая является одной из самых низких в Европе и обеспечивает соответственно, ничтожный уровень пенсий. Страховые компании – получили возможность наживаться на бюджете. В целом в законопроекте учтены интересы всех заинтересованных сторон, кроме… будущих пенсионеров. Ну и государства, конечно ", – подчеркнул эксперт.
Он обратил внимание на мины замедленного действия, заложенные в саму концепцию законопроекта №9212, которым предусматривается введение в Украине накопительной пенсионной системы:
- Застрахованных украинцев заставят заключать договоры.
"Суть этих договоров будет ясна рядовому украинцу ровно настолько, насколько была ясна суть приватизационных ваучеров в период первичного накопления капитала в 90-е годы. Условия договора не регламентируются законом", - отметил эксперт.
- Не установлен минимальный размер пенсий, которые должны быть гарантированы привязкой к инфляции или средней по Украине заработной платы, условия ее индексации.
- Срок действия договора определен не менее 10 лет.
"А дальше что? То есть средства выбраны, действие договора закончилось – пора на кладбище? Расчет на то, что государство вынуждено будет удерживать таких пенсионеров за счет социальной помощи. Как в Чили, где разрекламированная накопительная система завершилась пенсионными бунтами", - подчеркнул Юрий Ганущак..
По его словам, накопительная система, к которой хотят принудить украинцев – это классическая финансовая пирамида длиной в 40 лет. И это уже продемонстрировал опыт других стран.
"При ее введении во всех странах сначала соотношение тех, кто платит и тех, кому нужно уже платить пенсию, очень большое - не менее 10:1, как было в том же Чили", - отметил эксперт.
К тому же, в Украине первые пять лет средства из накопительных фондов не будут платиться вообще.
"Ибо лица старше 55 лет не участвуют в этой системе. Дополнительный эффект - по крайней мере пять лет невозможно будет оценить, а сколько же реально было накоплено средств на счету новоиспеченного пенсионера и как это соотносится с другими инвестиционными инструментами, например срочным депозитом", – подчеркнул он.
При этом анализ деятельности существующих негосударственных добровольных пенсионных фондов показывает, что аккумуляция средств не покрывает даже уровень инфляции.
Напомним, законопроект №9212, предусматривающий введение в Украине накопительной пенсионной системы, на самом деле преследует цель создать схему, которая позволит "осваивать" миллиарды пенсионных средств - их в пенсионной системе крутятся около 600 млрд грн. А расплачиваться за эту схему будут еще наши дети.
Сохранять постоянный уровень аккумуляции сбережений в течение минимум 40 лет при глобальных кризисах каждые 20 лет – почти невозможно. При этом, если в случае бизнес-среды, которая будет вовлечена в функционирование накопительной системы, просматривается интерес к пенсионным взносам - ведь это возможность получить дешевый ссудный ресурс, то для будущих пенсионеров основная проблема - хотя бы сохранить стоимость сбережений, которые они будут вкладывать в свою будущую старость. Читайте об этом в материале Юрия Ганущака на ZN.UA - "Пенсионная система больна, но накопительный уровень - не лекарство".