В частности, по мнению нефтетрейдеров, для выполнения меморандума необходимо либо ввести пошлины на импорт нефтепродуктов, либо отменить НДС на импорт нефти. В то же время, по словам главы ассоциации Леонида Косянчука, введение пошлин приведет к росту цен на топливо в размере около 1,3 грн на литре бензина и 0,8 грн на литре дизельного топлива. Кроме того, рынок почувствует дефицит высококачественного топлива.
Что же касается идеи Минэнергоугля по отмене НДС на импорт нефти, то в данном случае потери госбюджета с учетом задекларированного в меморандуме объема поставки импортной нефти и расчетной стоимости 100 долл./барр. только в 2011 году могут составить более 15 млрд грн, подсчитали участники ассоциации.
Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн считает, что подписание меморандума между Кабинетом министров и владельцами украинских НПЗ является формальностью, и потому не принесет видимых результатов ни для нефтеперерабатывающей отрасли, ни для потребителей нефтепродуктов.
«За последние 10 лет было подписано несколько подобных меморандумов, и очередное подписание является лучшей иллюстрацией их неэффективности, ведь ситуация в нефтепереработке действительно тяжелая», – говорит эксперт.
По его мнению, заведомо невыполнимыми являются обязательства Дрогобычского, Надворнянского и Шебелинского заводов обеспечить качество выпускаемых топлив до современных стандартов к концу 2012 года; рентабельная работа Одесского НПЗ нереальна без возобновления трубопроводных маршрутов поставок нефти, а модернизация Кременчугского НПЗ «Укртатнафта» невозможна без смены владельца частного пакета акций.
Крайне маловероятным, по словам С.Куюна, будет и повышение до заявленных в меморандуме объемов Лисичанским НПЗ - для этого предприятию необходимо осуществить комплекс мероприятий по увеличению глубины переработки, что может потребовать до 5 лет.
Как сообщалось, Кабинет министров и украинские нефтеперерабатывающие заводы в среду, 30 марта, подписали меморандум с целью стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов.