Не стой, машина. Украинское машиностроение растет быстрее промышленности

Поделиться
Имидж Украины как крупного экспортера стали, зерновых и железорудного сырья настолько прочно засел в умах, что мало кто обращает внимание на то, что нашу страну за рубежом знают не в последнюю очередь благодаря уникальной машиностроительной продукции. А именно ее экспорт растет наиболее динамично и стабильно в последние годы. Высокотехнологичные турбины, уникальное горное и электротехническое оборудование, космическая техника – вот далеко не полный перечень продукции, благодаря которой о нас могут думать не просто как о сырьевом придатке развитых стран. Правда сохранить свои позиции страна сможет лишь при условии, что государство да и сами машиностроители смогут достойно распорядиться доставшимся им советским наследием.

Имидж Украины как крупного экспортера стали, зерновых и железорудного сырья настолько прочно засел в умах, что мало кто обращает внимание на то, что нашу страну за рубежом знают не в последнюю очередь благодаря уникальной машиностроительной продукции. А именно ее экспорт растет наиболее динамично и стабильно в последние годы. Высокотехнологичные турбины, уникальное горное и электротехническое оборудование, космическая техника – вот далеко не полный перечень продукции, благодаря которой о нас могут думать не просто как о сырьевом придатке развитых стран. Правда сохранить свои позиции страна сможет лишь при условии, что государство да и сами машиностроители смогут достойно распорядиться доставшимся им советским наследием.

Маховик раскручивается

Вот уже пятый год подряд украинское машиностроение растет быстрее, чем промышленность в целом. В 2008 году рост составил 52%, против 27,9% в целом по отрасли. Исключением из этого тренда, по причине кризиса, стал 2009 год. Но в уже 2010 году рост достиг 59%, а через год 26%, в то время как промышленность выросла на 32,1%, а затем на скромные 5,2% соответственно.

Основным драйвером роста объема производства машиностроительной продукции является спрос на зарубежных рынка. «Анализируя динамику экспорта украинской машиностроительной продукции за последние 5 лет, можно отметить, что несмотря на кризис все отрасли показывали рост, - говорит старший аналитик ИК «Велес Капитал» Дарья Терещук. «Спрос на эту продукцию остается стабильным в странах СНГ, постепенно открываются новые рынки, такие как Индия, Китай, ЕС, страны Латинской Америки. Главным образом там покупают продукцию энергетического машиностроения (турбины, компрессоры, генераторы, трансформаторы), авиадвигатели, космическую и военную технику, вагоны и кабельную продукцию. Спрос на продукцию автомобильного и сельхозмашиностроения – плохой, по причине низкого качества продукции», – говорит руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий.

Покупают украинское

Бесспорным лидером по популярности за рубежом является продукция транспортного машиностроения. С 2007 года экспорт этой продукции вырос более чем в 2 раза, говорит Дарья Терещук. Происходит это благодаря масштабной замене подвижного состава в России. «Доставшаяся в наследство с Советского Союза вагоностроительные заводы, дают на сегодняшний день один самых значимых вкладов как для имиджа страны, так и для притока средств в бюджет. Львиная доля этой продукции поставляется в РФ», - говорит председатель совета директоров машиностроительной компании УПЭК Анатолий Гиршфельд. Впрочем, Россия в последнее время постепенно вытесняет украинскую продукцию со своего рынка. Напомним, что весной этого года были отозваны сертификаты качества на вагонное литье Кременчугского вагоностроительного завода и «Азовмаша». Сертификаты в последствии восстановили, но в итоге стало понятно, что Россия стремиться избавиться от постсоветской зависимости от Украины.

Гораздо сложнее зарубежным потребителям украинской продукции найти замену для высокотехнологичных машин. Как рассказал генеральный директор «Турбоатома» Виктор Суботин (производит турбины для электростанций), у этой компании достаточно много конкурентов таких как «Силовые машины», Alstom и Siemens, Шанхайский турбинный завод. Но это не мешает ей постоянно наращивать объем реализации продукции. Если в 2006 году выручка «Турбоатома» составила 300 млн грн, то в к 2011 году она выросла до 1,3 млрд грн. «За последние годы мы не проиграли ни одного тендера, благодаря очень конкурентному соотношению цена-качество. Это позволяет экспортировать до 75% нашей продукции», – говорит Виктор Субботин. Неудивительно, что турбины «Турбоатома» сегодня установлены в 35 странах на всех континентах кроме Австралии и Антарктиды.

«Турбоатом» не единственный пример удачного использования научно-производственного потенциала украинских машиностроительных предприятий.

Запорожская компания «Мотор Сич» производит двигатели для наибольшего в мире транспортного самолета Ан-124. Сначала этот двигатель планировали заменить на зарубежный, но не смогли. В результате компания создала усовершенствованный двигатель, который удовлетворил производителя самолета. Южный машиностроительный завод им. Макарова за 65 лет своего существования создал четыре поколения ракет-носителей. И сейчас создает пятое. Для широкоизвестного во всем мире проекта Sea Launch компания изготовила экологически чистую ракету-носитель «Зенит». Сейчас создает ракету-носитель новой модификации, в рамках совместного с Бразилией проекта по запуску спутников с космодрома «Алькантара». Благодаря работе этого предприятия, было осуществлено около 11% всех пусков в мире, на орбиту было выведено около четырехсот космических аппаратов. Это выводит Украину в пятерку космических держав мира.

Закон несохранения

Но как бы не были известны и успешны эти предприятия их руководителям не стоит почивать на лаврах а задуматься о будущем. Во многом украинские предприятия пользуются достижениями советского времени. Но технологии не стоят на месте, да и условия бизнеса сейчас сильно отличаются от тех, в которых они привыкли работать. «Наши компании могут достойно конкурировать с ведущими мировыми концернами, но с каждым годом это становиться все труднее и труднее из-за большой налоговой нагрузки. Им не хватает средств на инновационные разработки», – говорит Анатолий Гиршфельд, выражая типичную позицию машиностроителей. По его словам, дороговизна кредитных ресурсов не дает возможности развиваться высокими темпами. Выход господин Гиршфельд видит в государственной поддержке. «Если государство будет вовремя выплачивать экспортный НДС и сократит число разного рода налоговые сборов, а также создаст условия для льготного кредитования, то наши компании смогут инвестировать в создание новых мощностей. От этого выиграет и государство и компании, и бюджет», говорит он.

В тоже время отраслевые аналитики отмечают, что сама по себе поддержка может оказаться палкой о двух концах. «Украине удалось лучше, чем России, сохранить научный и производственный потенциал, доставшийся от СССР, что является большим преимуществом. По сравнению с западными конкурентами (активно продвигающимся на российский рынок) основное преимущество страны – более дешевая продукция при сравнимом качестве», говорит Александр Паращий. «За рубежом продукция многих украинских завод пользуется спросом . У некоторых предприятий доля экспорта составляет свыше 95%, однако у большинства из них на экспорт идет устаревшая продукция, а основная стратегия в удержании экспортных рынков заключается в предложении более низкой цены, за счет низких затрат на рабочую силу, низких инвестиции в новые технологии, оптимизации налогообложения, включая господдержку», – отмечает старший аналитик ИГ “АРТ Капитал”Алексей Андрейченко. По его словам, для развития машиностроения не хватает достаточных инвестиций в новые технологии и государственной поддержки таких инноваций. На примере Крюковского вагоностроительного завода мы видим, что компания готова вкладывать до 200 млн грн в создание прототипа, но если «Укрзализныця» не берется его даже обкатать и сделать госзаказ, то все усилия производителей по созданию нового перспективного продукта будут тщетными.

По экспертным оценкам, для успешного развития отрасли ей необходимо уделять повышенное внимание, чтобы вывести ее с уровня 10-12%, которые сейчас есть в Украине, на уровень 20-25% ВВП, как в развитых странах. Государственные меры могут предусматривать льготное налогообложение по принципу, как это сейчас делается в авиастроении и энергетике, где все сэкономленные средства обязаны пойти на развитие отрасли – в основном инвестиции в новое оборудование и НИОКР. Можно снижать цену современного оборудования, необходимого при производстве отечественной машиностроительной продукции. Необходим внутренний спрос, чтобы демонстрировать украинское качество, это касается в первую очередь военной техники, а также гражданских самолетов, вертолетов и скоростных поездов. Можно прибегать к методу привлечения зарубежных инвестиций в машиностроение, как это например сделали в Казахстане при организации производства американских тепловозов Evolution. При таких инвестициях передаются технологии, а это именно то чего украинским компаниям сегодня больше всего не хватает. Но развитие отрасли лежит не только на плечах государства. Компании должны стремиться сокращать ненужные расходы и увеличивать производительность труда. В России есть примеры успешного внедрения lean manufacturing, такие меры не повредили бы на многих предприятиях. !zn

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме