Главным, но одновременно едва ли не единственным плюсом законопроекта №5153 достаточно простая процедура амнистии. По сути, физическому лицу необходимо заполнить и подать так называемую спецдекларацию (причем сделать это можно обезличенно через нотариуса), после чего в течение десяти дней оплатить задекларированный специальный сбор по ставке от 2,5 до 9%. Об этом пишет Андрей Реун, партнер и руководитель налоговой практики "Юридической группы LCF", в статье для ZN.UA.
Специальный сбор уплачивается вместо ранее уплаченных налогов.
Законопроект предусматривает такие ставки «амнистийного» спецсбора:
- по ставке 2,5% - если декларант в период с 01.01.2021 года по 20.06.2022 года до подачи спецдекларации приобретет государственные облигации со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения;
- по ставке 5% - в отношении валютных ценностей, размещенных в украинских банках, прав требований к резидентам, а также активов, находящихся (зарегистрированные) в Украине;
- по ставке 9% - по валютных ценностей, размещенных на счетах в банках за рубежом или хранятся в финансовых учреждениях, прав требования к нерезидентам, а также активов, находящихся (зарегистрированные) за рубежом.
О вариантах ставок других законопроектов по налоговой амнистии читайте в тексте - «Не прячьте ваши денежки по банкам и углам!».
Одним из основных недостатков законопроекта является отсутствие мотивации в декларировании. Принято считать, что вслед за налоговой амнистии идут усиление контроля над налоговой дисциплиной и увеличение санкций за уклонение от налогообложения. В предыдущих законопроектах, например, предлагалось начать контролировать расходы граждан. Зато Законопроект №5153 подобных механизмов не содержит, то есть смысл декларирования полностью потеряно.