С местных налогов и сборов наибольший потенциал для увеличения имеет налог на имущество. Вполне релевантное сравнение с соседней Польшей свидетельствует о возможности увеличить в Украине поступления от имущественных налогов (по отношению к ВВП) в 1,5–2 раза. Об этом пишет Михаил Джус, заведующий отделом денежных рынков GROWFORD Institute, в статье "Кооперация - рецепт успешного администрирования местных налогов".
Одной из основных причин налогового разрыва – разницы между потенциальными и фактическими поступлениями – по налогу на имущество является несовершенство налогового законодательства, формирующего весь комплекс элементов указанного налога.
В частности, речь идет об отсутствии минимальной ставки налога и достаточно высоком уровне льготы (по площади объекта, освобождаемого от налогообложения), в которой не учитывается уровень доходов налогоплательщиков.
Несоответствие законодательства реалиям сегодня присутствует также в сфере регистрации имущества, классификации и учета объектов налогообложения, распределения полномочий по администрированию местных налогов и т.п.
Ключевой преградой для успешного администрирования налога на имущество есть низкий уровень наполнения реестров недвижимости. По итогам опроса представителей ОМС был сделан вывод, что реестр прав на недвижимое имущество наполнен лишь на 30–50%, земельный кадастр — на 70–80%.
С другими материалами автора можно ознакомиться по ссылке.