Фюзеляж, что выкатили на пресс-конференции Зеленского по итогам двух лет каденции имеет долгую и печальную историю. Об этом пишет Дмитрий Менделеев в своей статье для ZN.UA.
«Выкатка президентом фюзеляжа Ан-178 на ГП« Антонов »действительно имела какой-то символизм. Фюзеляж Ан-178 под серийным номером 007 в реестре открытых заказов предприятия фигурирует в договоре комиссии «Укрспецэкспорта» с Министерством обороны Республики Ирак от 2016 года. Судя по всему, на выкатку фюзеляжа надо было пригласить не украинского министра обороны Андрея Тарана, а министра обороны Ирака.
Более того, этот же фюзеляж находится по договору №225/2020/КОД-КБ-32 от 2 июня 2020 года в залоге у Укргазбанка в качестве контргарантии по внешнеэкономическому контракту между «Спецтехноэкспортом» и «Антоновым» на поставку самолета в Перу. Изюминка сего действа состоит в том, что по договору между «Спецтехноэкспортом» и перуанским заказчиком никакая контргарантия не была предусмотрена. Договор контргарантии подписан между Укргазбанком и «Спецтехноэкспортом». Зачем тогда «Антонову», не будучи субъектом договорных отношений по договору контргарантии, отдавать в залог Укргазбанку свои недостроенные самолеты?", - пишет автор.
Отмечается, что договор о поставке самолета Ан-178 в Перу может служить великолепной иллюстрацией работы спецэкспортеров на внешних рынках. При общей сумме контакта в 64 млн долл. комиссионное вознаграждение «Спецтехноэкспорта» предусмотрено в размере ни много ни мало 3,3 млн долл. При этом затраты спецэкспортера по продаже самолета составят почти 13 млн долл.
"Никаких предоплат по договору поставки самолета в Перу «Антонов» не получил. Однако руководителями ГП было принято решение о начале производства работ по этому проекту, затраты на которые составили 180 млн грн из оборотных средств предприятия. На сегодняшний день из оборотных средств предприятия на такого рода контракты уже ушло более 1,6 млрд грн при том, что гарантировать покупку готовых изделий не может никто», - говорится в материале.
Особая боль - авиаперевозки.
"С 2015-го по третий квартал 2020 года более 85% чистого дохода ГП «Антонов» составил доход от авиаперевозок. При этом львиная доля контрактов (более 73%) по авиаперевозкам принадлежит посредникам, которые лишь «двигают бумаги», а все реальные работы по перевозкам, обслуживанию и ремонту самолетов осуществляет «Антонов», - отмечает автор.
Подробнее читайте в тексте Дмитрия Менделеева - «Авиастроение судного дня...».