Проблемой госслужбы на сегодняшний день являются сверхбольшие разрывы в зарплате, даже в пределах самой госслужбы, но после войны зарплаты, скорее всего, увеличатся еще больше. Это следует из интервью главы Национального агентства по вопросам государственной службы Украины Наталии Алюшиной в интервью Mind.
Она рассказала, что на данный момент зарплаты госслужащих «просели», и, не исключено, уменьшатся еще больше.
«Мы не исключаем, что может состояться и третий секвестр. Расходы на зарплату уже снизились на 10–15%, в зависимости от государственного органа, а значит, и зарплата в целом уменьшилась. Если состоится третий секвестр, конечно зарплаты госслужащих еще уменьшатся. На какой именно процент – трудно сказать», - отметила она.
По данным НАГС, 53,1% опрошенных чиновников отметили, что зарплата "просела"; 7,6% отметили, что все осталось по-прежнему.
Уменьшение зарплат первыми почувствовали госучреждения I уровня юрисдикции (Секретариат КМУ, аппараты Офиса Президента и Верховной Рады – ред.). Снижение оплаты труда произошло для всех категорий – А, Б, В. Наибольший процент респондентов, указавших на уменьшение заработной платы, среди государственных органов первого уровня – 79,1%», - рассказала глава НАГС.
Кроме того, судя по словам главы НАГС, не производятся выплаты премий и надбавок, которые, как известно, составляли ощутимую часть доходов госслужащих.
«Сейчас совершенно неуместно говорить о премиях и надбавках за интенсивность», – сказала она.
Правда, проседание зарплат во время войны почувствовали не все госслужащие.
«В этом году снижение зарплат не коснулось только Министерства обороны и МВД. В других министерствах зарплаты снизились», - сообщила Алюшина.
Но в целом в разнице зарплат в разных министерствах, тут, судя по всему, Алюшина не видит ничего плохого.
«Есть обязательные выплаты, например, на должностях в реформаторских структурных подразделениях, где другой объем ответственности и уровень сложности задач, ведь они занимаются формированием политик. Там уровень оплаты труда выше, чем на обычных должностях», - отметила она.
«У нас есть государственные органы, руководствующиеся специальными законами. Поэтому некорректно сравнивать уровни зарплат в министерстве и НАБУ, НАПК, ДБР, БЭБ. Если говорить о министерствах, то и между ними показатели различаются. Средняя зарплата в Министерстве образования и науки и Министерстве культуры будет отличаться от Минцифры, Минфина или Минюста», - добавила глава НАГС.
Не кажется ненормальной и разница между зарплатами внутри одной структуры. Это констатируется как существующий факт, но не как факт, в отношении которого принимаются какие-то меры.
«Иногда бывает так, что у министра зарплата в несколько раз меньше, чем у директора департамента. К примеру, директор департамента Минюста мог раньше получать 2,6 млн грн в год, тогда как министр – до 700 000 грн в год. Это данные нашей аналитики», - добавила Наталья Алюшина.
Как следует из интервью Алюшиной, и сверхбольшие зарплаты на госслужбе, более того, даже сверхбольшой разрыв в зарплатах между разными чиновниками, а также между разными органами с одинаковым статусом (что Алюшина называет «конкуренцией»), стали предметом практического внимания вынужденно, только после того как в госбюджете возник дефицит средств.
«Мы каждый год осуществляем мониторинг зарплат. Сегодня есть показатели за 2021 год. Они отличаются, потому что есть существенная конкуренция между министерствами. И это свидетельство того, что назрела необходимость реформы системы оплаты труда", - отметила она.
«(Сегодня, - ред.) Рассчитываем на поддержку (международную помощь, - ред.), ведь именно сегодня в государственном бюджете возник дефицит средств», - добавила Алюшина.
Относительно реформы системы оплаты труда она сослалась на декабрьский, то есть еще довоенный, протокол совещания с премьер-министром и пошаговый план внедрения этой реформы, а также концепция реформирования системы оплаты труда государственных служащих.
«Понятно, что сторонников такой реформы 50/50. Министерства, которые я упоминала, (которые имеют более высокую зарплату, - ред.) в большинстве своем поддерживают реформу. Более того, в прошлом году Президент поддержал петицию о необходимости реформы системы оплаты труда госслужащих, набравшей досрочно 25 000 голосов. Но война тормозит этот процесс. В частности, большинство государственных органов сообщили, что не могут осуществить классификацию должностей. Однако мы еще до войны приступили к разработке новой модели оплаты труда. В июне Верховная Рада утвердила антикоррупционную стратегию Украины до 2025 года, в которой также, среди прочего, речь идет о реформировании системы оплаты труда. Итак, есть основания, чтобы перейти на мировую модель. Заработные платы на государственной службе должны стать конкурентными, прозрачными и понятными для общества», - сказала Алюшина
На вопрос, как изменится уровень зарплат государственных служащих после войны, глава НАГС отметила, что назвать однозначную цифру, сколько будет стоить реформа без классификации должностей, невозможно. Но в НАГС уже прикинули, что зарплаты вырастут еще больше.
«А процесс пока на паузе. До этого мы исходили из довоенной численности госслужащих, а сегодня имеем другие реалии. Сначала должен пройти функциональный аудит, сокращение неактуальных функций. А уже потом можно говорить о классификации должностей, совершенствовании штатных структур государственных органов и конкретных цифрах. Однако, если принять во внимание наш эксперимент с 2021 года на четырех пилотных госорганах (в соответствии с распоряжением Кабмина №1414) – Минцифры, Минфин, НАГС и Секретариат Кабинета Министров, то мы просчитали, что зарплаты должны вырасти в пределах 20% в зависимости от государственного органа», - добавила она.
Напомним, 9 июня подписано соглашение между МБРР и украинской стороной о передаче 1,5 млрд евро в поддержку государственного управления. Средства пойдут на зарплаты госслужащим и учителям. Первый транш в размере 476 млн. евро уже получен в июне.
По данным НАГС, в 2021 году средняя зарплата в некоторых министерствах была 25 000–30 000 грн, в других – 45 000–50 000 грн.
К примеру, в Министерстве социальной политики средняя зарплата – 38 500 грн, в Министерстве молодежи и спорта – 41 800 грн, Минздрав – 33 400 грн, Минобразования и науки – 41 000 грн. Это если говорить об органе в целом.
Если говорить об уровне исполнителей (главные специалисты, категория В), выполняющих основной объем работы, то в Министерстве социальной политики средний показатель – 27 000 грн, в Минмолодежьспорта – 20 100 грн, в Минздраве – 21 000 грн, в МОН – 29 000 грн.
Это показатели начислений без уплаты налогов. Налоговые вычеты составляют около 19,5%.
В то же время, как писала ZN.UA, похоже, что на сегодняшний день в Украине существует несколько центров, которые занимаются реформой государственной службы. Свидетельствует ли это о недоверии к потенциалу НАДС, неизвестно, но реформой госслужбы сейчас занимаются также в Министерстве цифровой трансформации.
Минцифры разрабатывает реформу, согласно которой количество чиновников в стране уменьшится вдвое. В министерстве отказались комментировать собственные наработки до обнародования документа, однако с некоторыми цифрами журналистам удалось ознакомиться. В частности, количество министерств могут уменьшить с 20 до 12 путем объединения и ликвидации.
Напомним также, что зарплаты госслужащих за 5 лет выросли втрое, но качество работы осталось без изменений.
Как писало ZN.UA, провальные конкурсы на должности в органах государственной власти, которые "слуги народа" отменяли в 2019-м в связи с карантином и только через год вернули, — бутафория и лицемерие. Повсюду на должности выводятся исключительно "свои" люди. И это уже никого не удивляет и не возмущает. Впрочем, как и то, что не разработаны и не внедрены показатели эффективности работы, как госслужащих на должностях, так и органов власти (KPI's). Читайте об этом в материале члена Общественного совета при НАДС, доктора философии в области управления человеческими ресурсами, CEO R&C Kyiv Group LLC Жанны Балабанюк "Госслужба: зарплаты с потолка и премии в 300 процентов".