МИНИСТР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ УКРАИНЫ АРКАДИЙ ЕРШОВ: «МОЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ - КАК ИСПРАВИТЬ СИТУАЦИЮ И ВЫПЛАТИТЬ ЛЮДЯМ ПРИЧИТАЮЩИЕСЯ СУММЫ»

31 марта, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №13, 31 марта-7 апреля

На фоне политических потрясений и экономического неблагополучия в стране социальные проблемы вроде бы отошли на второй план...

На фоне политических потрясений и экономического неблагополучия в стране социальные проблемы вроде бы отошли на второй план. Похоже, их решение отложили до лучших времен. Как в таких условиях работается специалистам Министерства социальной защиты населения Украины? Об этом - наше интервью с министром Аркадием ЕРШОВЫМ.

- Аркадий Витальевич, какова современная концепция социальной защиты и на какие категории граждан она распространяется?

- Согласно данной концепции, в социальной защите государства нуждаются граждане, которые еще не могут или уже не в состоянии себя содержать. Наши подопечные - это пенсионеры (5 миллионов), инвалиды (2200 тысяч), ветераны войны (1200 тысяч), воины-афганцы, чернобыльцы, многодетные семьи, престарелые, одинокие матери, дети-сироты и т.д. Мы призваны обеспечить адресную помощь вышеназванным категориям. Здоровые же и трудоспособные члены общества должны самостоятельно заботиться о своем благополучии, а государство обязано предоставить им такую возможность.

- Насколько совершенно и действенно украинское законодательство в решении проблем социальной защиты населения?

- Сама по себе законодательная база нормальная. Принят ряд законов по социальной защите наиболее незащищенных слоев населения, нуждающихся в государственной опеке, - «О государственной помощи семьям с детьми», «О пенсионном обеспечении», «О статусе ветеранов войны», «О социальной защите инвалидов» и т.д. Но реалии нашей жизни постоянно вносят свои коррективы, что неминуемо приводит к противоречиям. Так, например, согласно пенсионному закону льготная категория пенсионеров имеет право на получение пенсии в размере трех минимальных. Там же записано, что минимальная пенсия должна соответствовать минимальному потребительскому бюджету, который в ценах февраля составлял около 3 миллионов карбованцев. В то же время юридически минимальная пенсия по-прежнему исчисляется в 120 тысяч крб. Наше министерство провело индексацию, и в наших расчетах эта сумма изменена до 240 тысяч карбованцев. И все равно до 3 миллионов далеко.

- Ценовая политика переходного периода в первую очередь бьет по карману именно малообеспеченных. Хотелось бы услышать о мерах социальной защиты, принимаемых для смягчения этого удара...

- С 1 февраля текущего года в связи с очередным повышением цен пенсионерам начали выплачивать ежемесячную компенсацию в размере 890 тысяч карбованцев. Вопросом кредитования такой помощи - а на эти цели необходимо 10 триллионов карбованцев - сейчас занимаются и в Кабинете министров, и в Верховном Совете, и сам Президент.

Чтобы как-то ослабить удар, нанесенный печально известным постановлением Кабинета министров №733, Минсоцзащиты совместно с Госкоммунжилхозом создает при районных и областных Советах специальную службу жилищных компенсаций. Дотации на уплату жилищно-коммунальных услуг будут выплачиваться в размере 525 тысяч карбованцев гражданам, имеющим на одного члена семьи доход меньше 1 миллиона 730 тысяч карбованцев.

Я сегодня нахожусь в сложном положении. Впервые за последние несколько лет пенсионеры девяти областей Украины не получили в полном объеме положенных им пенсий. Сейчас моя головная боль - как исправить ситуацию и выплатить людям причитающиеся суммы.

Как известно, пенсии, да и многие другие социальные выплаты, обеспечиваются за счет Пенсионного фонда, который формируется из 37% отчислений предприятий и 1% налога с граждан. Сегодня долг предприятий Пенсионному фонду составляет 11 триллионов карбованцев, а Минфина - 3 триллиона.

Пенсия является производной от заработной платы. И пока не изменится зарплата, она тоже будет находиться в замороженном состоянии. Если в 1992 году пенсия составляла 60 процентов средней заработной платы, то сегодня - только 30 процентов. Но поскольку денежные вливания в Пенсионный фонд зависят от дохода предприятий, о действенности социальной защиты в стране сегодня говорить не приходится. По крайней мере, до тех пор, пока наша экономика не станет стабильной.

- Хорошо, давайте тогда поговорим о том, над чем работает сегодня вверенное вам министерство.

- Мы готовим законопроект о социальном пенсионном страховании. Суть его в том, что работающий гражданин пополам со своим работодателем платит страховым компаниям определенную сумму. Когда работник выходит на пенсию, он получает деньги со своего собственного пенсионного счета: то есть он сам обеспечивает себе старость. Но для полноценного действия страхового механизма необходима реформа заработной платы. Как известно, до сих пор у каждого работающего гражданина 1% заработка перечисляется в Пенсионный фонд. При этом один платит меньше, другой - больше, а в итоге более 40% пенсионеров сейчас получают одинаковую по размеру пенсию. Подобное «социальное равенство» в данном случае не оправдано...

- Кроме законотворчества и выплат пособий и пенсий, какими еще практическими делами можно проиллюстрировать работу Министерства социальной защиты населения?

- Мы содержим промышленные предприятия, на которых работают инвалиды, а также предприятия, специализирующиеся на выпуске оборудования и техники для нужд инвалидов, специальные медицинские и учебные заведения, занимаемся издательской деятельностью.

Министерство курирует 280 домов-интернатов, в которых находится около 70 тысяч человек. Для обеспечения нашим подопечным полноценного питания созданы подсобные хозяйства, в них 3 тысячи коров, 30 тысяч свиней. Благодаря такому натуральному хозяйству, мы обеспечиваем свои учреждения на 80% мясом и на 75% - молоком. В нашем подчинении находятся мастерские и ателье, где шьют и ремонтируют одежду для проживающих в учреждениях социального обеспечения.

В целом в системе работает 1630 предприятий и 105 тысяч человек. Из них 32 тысячи - медсестры, обслуживающие на дому более 50 тысяч одиноких престарелых людей и оказывающие 18 видов различных услуг - медицинских и бытовых.

Сегодня проблема одиноких стариков решается не за счет увеличения мест в домах-интернатах, а путем создания малосемейных многоэтажек, где проживают нуждающиеся в специальном уходе люди. Таких домов у нас пока семь. В них есть все необходимое для поддержания жизнедеятельности престарелых людей, но при этом питание в столовых оплачивают они сами, из своих пенсий.

- И последний вопрос, обойти который в преддверии 50-летия Победы просто невозможно. Как в стране реализуется закон о статусе ветеранов войны?

- Наше министерство и его органы на местах призваны социально защищать 252 тысячи инвалидов войны и 1200 тысяч участников боевых действий. Впрочем, согласно закону, все, кто проживал на оккупированных территориях или работал в тылу, т.е. практически все граждане, родившиеся до 1931 года, получают статус участника войны и соответствующие льготы. Как министр, я обязан следовать законодательству. Но как гражданин, считаю, что есть большая разница между теми, кто был на передовой, и теми, кто находился в тылу... Кстати, на реализацию предусмотренных законодательством мер по социальной защите ветеранов войны необходимо 100 триллионов карбованцев. А в проект бюджета заложено лишь 14 триллионов. Так что проблема остается.

Пользуясь случаем, я хочу обратиться ко всем руководителям промышленных предприятий. К 50-летию Победы помогите ветеранам своевременными выплатами в Пенсионный фонд. Кроме его средств, в стране нет специальных денег на содержание пенсионеров. Да и социальное обеспечение семей с детьми также напрямую зависит от поступлений в этот фонд.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно