МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС — ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ХАРЬКОВЩИНЫ КАЖДЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ РАБОТАЮЩИЙ — ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ

4 июля, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №25, 4 июля-11 июля

В Харьковской области не плавят металл — ни черный, ни цветной. Поэтому денег на Слобожанщине вращается куда меньше, чем в Киеве, Днепропетровске или Донецке...

В Харьковской области не плавят металл — ни черный, ни цветной. Поэтому денег на Слобожанщине вращается куда меньше, чем в Киеве, Днепропетровске или Донецке. Оттого готовность наклоняться за каждой заработанной копейкой у харьковчан больше и тяга к экономической свободе у предпринимателей непреодолима.

Еще 350 лет назад были заложены все основные черты, присущие нынешнему Харькову: тяготение к торговле, свободный дух предпринимательства, предрасположенность к связям с Россией, интернационализм. Последние десятилетия Харьков называли промышленным городом. В бытность Союза он был третьим крупнейшим научно-промышленным центром после Москвы и Ленинграда. И только харьковчане знают: испокон веков город был купеческим. К примеру, еще в XVII веке Слобожанщина славилась своими ярмарками. Четыре крупнейшие из них проходили в Харькове: Крещенская, Троицкая, Успенская и Покровская, еще четыре средних — в Изюме. Об их масштабе можно судить по следующему факту: в 1800 году товарооборот только Крещенской ярмарки составил 10 млрд. рублей, а уже в 1855 году товарооборот всех харьковских ярмарок достиг 50% товарооборота всех ярмарок Украины. Люди издавна приезжали сюда и торговать, и покупать. Исторически Харьков — город цеховиков. Здесь хорошие швейные предприятия с прекрасными лекалами, оборудованием и, что еще более ценно, здесь есть умелые руки, которые прекрасно шьют. В городе изготавливается все: от белья до дубленок.

Последнее время Харьков вновь наращивает обороты как купеческий центр. Возрождаются ярмарочные традиции. Товарооборот предприятий на Большой Слобожанской ярмарке 2002 года составил свыше 2 млн. гривен. И это при том, что работала она всего 11 дней, была как бы пробным камнем. В оргкомитете считают, ярмарка может получить статус международной.

Сегодня в Харьковской области действует 16 тыс. малых предприятий. На 10 тыс. населения приходится 54 предприятия (в самом Харькове 80). По их количеству Харьковщина занимает третье-четвертое место в Украине. Количество предпринимателей — физических лиц более 100 тысяч, а в целом в сфере малого бизнеса занято около 325 тыс. человек, то есть каждый четвертый из числа работающего населения. Объем изготавливаемой ими продукции составляет свыше 10% общего объема производства в области. Для сравнения: в Днепропетровской и Донецкой областях этот показатель достигает 4%, в Запорожской — около 5%. Кстати, на Харьковщине более 30% произведенного малым бизнесом — промышленная продукция.

Необходимо выделить и высокий общеобразовательный уровень большинства харьковских предпринимателей. Харьков — крупнейший вузовский центр Украины. Видимо, этим объясняется и то, что в регионе все большее развитие получает инновационный бизнес.

В Харькове как нигде широкое поле для ведения своего дела. И не так уж много точек пересечения интересов. Средства можно вкладывать в газ, машиностроение, высокие технологии, легкую промышленность, в село, а можно в перерабатывающую промышленность, фармацевтику, химию, в строительство, транспорт, торговлю — словом, куда угодно.

В свое время из-за уменьшения промышленных заказов народ нашел пристанище на рынках. Рынок сегодня — это центр притяжения. Кажется, что торгуют всюду: на более чем 50 городских рынках, в метро и многочисленных ларьках, нередко даже у подъездов домов. А количество магазинов, ресторанов, кафе и просто уличных павильонов, похоже, вообще не поддается какому-либо учету. Чтобы торговля была более цивилизованной, в Харьковском горисполкоме разработали программу, предполагающую строительство небольших «приостановочных» павильонов. Торговля не только дает новое дыхание коммерческой жизни города, но и преображает его внешний облик, меняет инфраструктуру.

И все же предприниматели утверждают: есть немало проблем, не позволяющих обеспечить стабильное развитие собственного дела. Чтобы выявить эти «тормоза», представительство Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательству в Харьковской области провело ряд мероприятий, включающих семинары, «круглые столы», анкетирование, индивидуальные беседы с владельцами и руководителями предприятий. В результате анализа сложилась общая, довольно сложная и противоречивая картина жизни субъекта предпринимательской деятельности в сегодняшних условиях. Появилась возможность сформулировать основные проблемы развития предпринимательства. Как оказалось, они стары как мир и просты до банальности. В порядке приоритетности их можно расположить так: аренда и приобретение муниципальной и государственной недвижимости и земельных ресурсов, не стимулирующая предпринимательскую деятельность система налогообложения, отсутствие оптимальной системы доступа к кредитным ресурсам, общая нестабильность законодательного поля.

Главной причиной существующих и даже углубляющихся проблем все опрошенные назвали «засилье чиновничьего произвола во всех сферах жизнедеятельности».

Анкетирование также показало, что в регионе 75% «субъектов предпринимательской деятельности» работают в торговле или в сфере услуг, 83% занимаются предпринимательской деятельностью от 2 до 5 лет, 83,5% работают по упрощенной системе налогообложения.

Ежемесячный доход четко определяется объемом используемых оборотных средств. К примеру, при оборотных средствах 1,5—4 тыс. грн. доход составляет 250—400 грн., 150 тыс. — доход 6 тыс., при 5 млн. доход 260 тыс. гривен.

Как отметили предприниматели, при введении всеобщего обязательного пенсионного страхования 46% из них уволят своих наемных работников, 38,5% уйдут в «тень» и не будут вообще ничего платить. При этом 74,5% хотели бы сохранить упрощенную систему налогообложения, даже при условии повышения ставки единого налога, куда должны войти все отчисления в социальные фонды и пенсионное страхование. Если будет ликвидирована упрощенная система налогообложения, то, скорее всего, в «тень» уйдет 50% упрощенцев. Закроют свое предприятие — 13%, возможно, останутся в деле — 37%.

Сдвиги к лучшему в регионе есть, они весомые и зримые. Но тем рельефнее на их фоне выступают нерешенные проблемы и неиспользованные возможности. Процесс экономического роста пока еще не сопровождается существенными качественными преобразованиями, позитивными структурными изменениями. Тем не менее уже сегодня можно смело сказать: малый и средний бизнес — визитная карточка Харьковщины.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно