Львовский автозавод — бесконечная история?

7 сентября, 2007, 16:05 Распечатать Выпуск №33, 7 сентября-14 сентября

В конце июня Кабинет министров Украины внезапно вернул прежние льготы украинским автопроизводителям...

В конце июня Кабинет министров Украины внезапно вернул прежние льготы украинским автопроизводителям. Несколько заводов получили преференции в виде освобождения от уплаты НДС и пошлин на ряд импортных комплектующих…

Формально это было выполнением решений одного из судов. Фактически — это серьезная победа лоббистских групп. По словам министра промышленной политики Анатолия Головко, возвращенные заводам льготы будут действовать до завершения конкретных инвестиционных программ. В группу счастливчиков попали «УкрАвто», «Богдан», ЛуАЗ, ЗАЗ и — что достаточно интересно — бывший Львовский автозавод.

Учитывая, что его владельцев братьев Чуркиных государство сейчас выбрасывает с Черноморского судостроительного завода, подарок, на первый взгляд, царский.

Однако в действительности для последних все не так оптимистично. Напомним: льготы выделялись именно под конкретную программу с инвестобязательствами. Причем составляли ее как раз Чуркины.

И речь в тех обещаниях четырехлетней давности шла о производстве аж 3520 автобусов, 1300 грузовых автомобилей, 80 троллейбусов и многого другого. Предложение начать выполнять эту программу звучит почти издевательски: последние два года завод не производит и десятой части обещанного…

Более того, начало 2007 года, то есть как раз тот момент, когда должен был быть получен результат по столь замечательной инвестпрограмме, ЛАЗ как предприятие встречало банкротством, убыточной деятельностью, забастовками, периодически возникающими многомесячными долгами по зарплате и долгами перед коммунальными службами.

Все это происходит на фоне чехарды с правами собственности (бесконечной перетасовки оффшоров). Венцом чего стало превращение наработанного десятилетиями бренда «ЛАЗ» в безликий и никому ничего не говорящий «Завод коммунального транспорта». В общем, программа развития получилась еще та…

В прошлом году на украинском автобусном рынке был настоящий бум — продажи автобусов выросли на 94%. ЛАЗ в этом празднике жизни поучаствовал, увеличив объем производства аж на… два автобуса…

За прошлый год было выпущено 337 автобусов, или на два больше, чем в 2005-м. Это всего на сотню больше, чем в катастрофическом для предприятия 1998 году, и в три раза меньше, чем в далеком уже 2000-м, когда завод продавали из-за крайне сложного финансового положения.

Впрочем, нынешнее положение собственниками приказано считать процветанием, а его руководство заявило, что намерено «и дальше наращивать свои мощности и расширять модельный ряд».

В чем действительно не откажешь новой команде, так это в любви к презентациям. Господин Игорь Чуркин даже прочел как-то доклад на тему «ЛАЗ — новая история мегабренда».

История и в самом деле получилась презанятная.

Последние пять лет в начале каждого года руководство ЛАЗа с похвальной регулярностью анонсировало планы по выпуску одной-двух тысяч автобусов. По итогам года оказывалось, что произведено в три-четыре раза меньше. А потом цикл «обещалок» повторялся.

Завод постоянно лихорадит — производство то и дело останавливается и начинаются поиски крайних… В итоге, уже несколько раз меняли производственную команду, а воз и ныне там.

ЛАЗ стал едва ли не классическим примером того, как не надо проводить реструктуризацию. Начав с правильных слов о приоритете сбыта, за шесть лет его так и не смогли наладить. Зато получили несколько громких скандалов с дилерами и приобрели репутацию необязательного поставщика.

Доходит до анекдотических случаев, когда покупатели по суду выбивают уже оплаченные изделия. Возможно, это и называется «служба маркетинга»?..

Контракт с «Нефтегазом Украины» закончился скандалом… Обязавшись поставить 150 автобусов, акционеры решили немного подзаработать. По словам бывшего председателя правления ЗАО «Львовский автомобильный завод» Юрия Сорокина, продукция для НАК «Нефтегаз Украины» по контракту между ЛАЗ и «Нефтегазом» отгружалась по цене на 30—40% выше, чем указанная в прайсе.

В итоге НАК в 2006 году приостановил контракт, что вызвало очередной паралич завода с забастовкой и четырехмесячной задержкой выплаты зарплаты. Кстати, по поводу протеста рабочих: руководство завода не придумало ничего умнее, как назвать это происками деструктивных сил.

Кстати, рабочие тогда обратились в Фонд госимущества Украины с требованием вернуть предприятие в госсобственность. Валентина Семенюк пообещала разобраться, правда, добавив, что предприятие было приватизировано давно и ФГИ за давностью лет уже не отслеживал, каким образом там выполняются инвестиционные обещания.

Забавно, но сейчас, после возобновления льгот, уже у Кабмина появился замечательный повод присмотреться поближе, что же происходит на этом предприятии…

В принципе, государство уже не раз обещало этим заняться. Прокуратура Львовской области еще в мае 2005 года в своем письме, адресованном инициативной группе миноритарных акционеров ЛАЗа, писала: «…установлено, что организованная группа лиц в Киеве при приватизации ОАО «ЛАЗ» осуществила легализацию денежных средств, полученных преступным путем, для чего они приобрели ООО «Треугольник» и ООО «Сил-Авто».

В дальнейшем должностные лица названных обществ, стремясь обеспечить соответствие предприятий установленным для участников квалификационным условиям, провели гражданско-правовые сделки с денежными средствами и имуществом, приобретенным заведомо преступным путем, и, злоупотребляя служебным положением, совершили служебный подлог, подав в конкурсную комиссию неправдивые документы».

Впрочем, все это так и заглохло. В последний раз некоторое внимание государственных органов привлекла разве что легендарная траулерная история… Тогда на ЛАЗе решили расширить список используемых транспортных средств, приобретя… рыболовецкие траулеры. Игорь Чуркин, являющийся председателем правления ЛАЗа, купил у ГАКХ «Черноморский судостроительный завод» (Олег Чуркин — родной брат) траулеры. Естественно, везти их в горы никто не собирался.

Собственно, они заводу вообще не были нужны, братьев же интересовала возможность пощипать государство на возврате НДС. О чем и поведал журналистам главный налоговик Николаевской области Анатолий Страшный: «Они заявляют оборот в 100 млн. грн., выпускают три траулера. И эти траулеры семь раз (!) продают Львовскому автобусному заводу». Причем траулеры даже не покидали территорию Черноморского завода. Государство, правда, деньги не выплатило, но никаких особых последствий для бизнесменов эта история не имела.

Кстати, подобное отношение к проделкам реально расхолаживает людей, которые привыкают к тому, что все сходит с рук…

Иногда это аукается весьма неожиданным образом. Так, в прошлом году в результате традиционной работы по сбыту «на авось» был сорван крупный контракт в Россию. Причем конкурс на поставку в Нижний Новгород 85 автобусов большой вместимости был провален уже после победы, поскольку дилер львовян не смог вовремя предоставить гарантии поставок.

По условиям аукциона, победитель обязан не позднее чем через 12 дней после подписания протокола представить заказчику подписанный государственный контракт и обеспечение его исполнения. Однако для дилера это оказалось новостью, и он подал только копию банковской гарантии, даже не заверенную нотариально. Итог — контракт на 13 млн. долл. уехал в Минск.

Как уже говорилось, налаженный сбыт — это отнюдь не конек Чуркиных. Продавать у них получается намного хуже, чем делить предприятие на части, максимально запутывая структуру собственности.

Сейчас завод фактически потерял частных покупателей. Ставка на работу с муниципалитетами особых результатов не дает. То есть покупать-то понемногу покупают, но речь идет о тех самых 400—500 автобусах в год, что для бывшего автогиганта — слезы. Отсюда низкая загрузка производства, высокая себестоимость и не очень высокое качество. В итоге, конкуренты непрерывно снижают рыночную долю предприятия.

И это отнюдь не проблема братьев Чуркиных. Львовский автозавод когда-то гремел на весь Советский Союз. В странах СНГ до сих пор ездят тысячи автобусов этой марки. И нынешний развал завода — это проблема не незадачливого семейства, а именно Украины.

Пока же это понимают не все. Потому что после того, как инвесторы довели завод до банкротства, его санацию поручили им же. Теперь подкинули льготы. Не пора ли уже возложить и ответственность за результат?

Сейчас много говорят о том, что львовяне будут работать с китайцами. Может, стоит изучить и тамошний опыт контроля выполнения инвестобязательств? Говорят, срабатывает.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно