ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА, ЧЕМ ДРАТЬСЯ... - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

ЛУЧШЕ ПОНЯТЬ ДРУГ ДРУГА, ЧЕМ ДРАТЬСЯ...

13 июля, 2001, 00:00 Распечатать

Как нетрудно заметить, вопрос лицензирования услуг телефонной связи с использованием технологии IP-телефонии стал в последнее время в Украине острой проблемой...

Как нетрудно заметить, вопрос лицензирования услуг телефонной связи с использованием технологии IP-телефонии стал в последнее время в Украине острой проблемой. В конце июня в Госкомсвязи состоялся даже специальный «круглый стол» по этой проблеме. Участие в нем приняли представители телекоммуникационных компаний, Интернет-сервис провайдеров, операторов IP-телефонии, инвестиционных кругов, государственных структур. Основными темами оказались: необходимость лицензирования IP-телефонии в Украине; уточнение самого термина; взаимодействие между операторами IP-телефонии и операторами традиционной связи; стоимость лицензии и тому подобное.

Фирм собралось более трех десятков из разных регионов, так что дискуссия была достаточно острой, хотя в целом корректной. Тем более что участники имели возможность высказываться без ограничений по времени, да и вопросы не уходили в пустоту — на них было кому отвечать: присутствовал не только председатель Госкомитета связи и информатизации Олег Шевчук, но и три его зама и курирующие тему начальники управлений.

Ситуацию на рынке в связи с началом лицензирования ІР-телефонии оценивали по-разному. Впрочем, лучше, если участники выскажутся сами.

 

Олег Проживальский (председатель Ассоциации операторов связи «ТЕЛАС»): «Любая услуга должна лицензироваться. IP-телефония — это по сути предоставление услуги связи с использованием ІР-технологии. Лицензирование определяет четкие правила игры на рынке, поэтому его, конечно же, необходимо вводить».

Алексей Бурсук (председатель Ассоциации Интернет-провайдеров, президент компании «Релком»): «Я согласен с лицензированием как с определяющим механизмом на рынке. На мой взгляд, IP-телефония — такая же телефонная услуга, что и традиционная телефония. Разница лишь в том, что эта технология более прогрессивна и более экономична. Тем не менее, мне кажется, что решение лицензировать IP-телефонию направлено на закрепление доминирующего положения «Укртелекома».

Константин Синявский: «Безусловно, лицензировать услуги IP-телефонии следует. Тем не менее ее стоимость невообразимо высока (890 тыс. грн. — Прим. ред.) На мой взгляд, стоимость лицензии должна быть гораздо ниже».

Олег Стефанюк (ОАО «Укртелеком»): «Необходимо как можно быстрее лицензировать этот вид услуг. Тем не менее прежде всего стоит определиться с терминологией. По нашим предварительным оценкам, номер дозвона на большинстве карточек IP-телефонии, которые мы сумели найти в Киеве, — это номер одного из частных операторов. Отсюда логичный вывод: такие услуги типичны для традиционной телефонии. В лучшем случае канал лишь сжимается, но в большинстве своем используется стандартный двухмегабитный канал.

На мой взгляд, необходимо создать рабочую группу по исследованию проблемы и определению терминологии IP-телефонии».

Владимир Пащук (ЗАО «Утел»): «В законопроекте «О телекоммуникациях» есть определение Интернет-телефонии. Тем не менее мне кажется, что следует привязываться к термину «услуга передачи голоса». Сегодня услуги большинства операторов IP-телефонии в Украине предоставляются с использованием сети общего пользования и номерного ресурса. А следовательно, они (услуги) не являются типичными для IP-телефонии».

Анатолий Процюк («Велтон Телеком»): «Построить сеть общего пользования чрезвычайно дорого. Этого себе операторы IP-телефонии сами себе позволить не могут. Поэтому нам также необходимо обсудить проблему взаимодействия операторов, которые строят местную сеть и работают на ней, и операторов IP-телефонии, которые эту сеть используют».

Виталий Гнатенко («Голден Телеком»): «Решение проблемы, я убежден, лежит в плоскости обеспечения рыночных условий на право доступа к первичным сетям. Не может такого быть, чтобы операторы традиционной телефонии субсидировали IP-операторов».

В ходе дискуссии операторы поднимали также вопрос демонополизации рынка (благо, присутствовал и представитель Антимонопольного комитета). Ну и, естественно, говорили о необходимости снижения стоимости лицензии на традиционную международную и междугородную связь, контроля за соблюдением лицензионных условий и т.п.

Конечно, позиции сторон существенно отличались. По мнению руководства Госкомитета, рынок связи в Украине, включая использование первичных сетей, уже давно демонополизирован. Да, стоимость лицензии на международную связь в самом деле достаточно высока (8,9 млн. грн.), но на сегодняшний день, кроме тех девяти операторов, которые уже имеют лицензии на международную и междугородную связь, заявки на получение таких же лицензий подали еще шесть компаний.

По результатам заседания «круглого стола» было решено создать рабочую комиссию в составе представителей 11 компаний: Global Ukraine, «Вент-Телеком», «Юнител», «Утел», «Велтон Телеком», Infocom, ОАО «Укртелеком», «Макротел», IPC и др. Руководителем этой комиссии избран зампред Госкомсвязи Николай Орленко.

До начала августа комиссии предстоит отработать целый ряд вопросов: контроля за соблюдением лицензионных соглашений, возможности раздела лицензий по региональному принципу, технических параметров внедрения лицензий и т.д. Работа будет проводиться на постоянной основе — как очно, так и заочно (как-никак связисты), селекторно, через тот же Интернет и, надо думать, с использованием все той же IP-телефонии.

Комментируя результаты встречи, Олег Шевчук сказал:

— Самым позитивным является факт, что дискуссия велась конструктивно и сразу перешла в профессиональную плоскость. Ни один из операторов IP-телефонии не смог сказать, что этот вид деятельности лицензировать не следует. Мало кто мог сказать, что они предоставляют услуги связи исключительно с использованием IP-технологии. Скрыть сегодня тот факт, что в деятельности компаний используются элементы традиционной телефонии (сеть общего пользования, номерной ресурс и тому подобное) невозможно. Поэтому обсуждение свелось к необходимости выработки общепринятых правил игры на этом сегменте рынка. Прежде всего речь может идти о взаимодействии операторов традиционной телефонии и IP-операторов, соблюдении лицензионных условий, технических параметров определения термина IP-телефония.

Одним из спорных вопросов является выдача региональных лицензий — нужно это или нет. Сейчас мы в Госкомсвязи выступаем против такой практики, но готовы выслушать и иную точку зрения. Надеемся, что в течение месяца рабочая группа сможет выработать и представить на окончательное обсуждение набор правил деятельности на рынке телекоммуникаций и сегменте, связанном с IP-технологиями.

Впрочем, вряд ли все проблемы удастся решить до августа, ведь их достаточно много. К примеру, необходимо создать контролирующий орган на рынке телекоммуникаций по типу «Связьнадзора» в России. Госкомитет считает, что им может стать «Укрчастотнадзор», уже имеющий региональные представительства и опыт в выполнении подобных функций, однако не все операторы с ним согласны.

В общем, дискуссия началась, и теперь нужно, чтобы она принесла реальные результаты. Надежда на то, что все не сведется к пустой говорильне, есть, ведь стороны готовы решать вопросы сообща.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно