ЛИЦОМ К ЛИЦУ С DAEWOO

17 октября, 1997, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 17 октября-24 октября

На днях корпорация Daewoo представила в Варшаве три модели своих автомобилей, саму себя и свои глобальные планы, в которых значительное место отводится и Украине...

На днях корпорация Daewoo представила в Варшаве три модели своих автомобилей, саму себя и свои глобальные планы, в которых значительное место отводится и Украине.

Для украинских журналистов эта презентация была также знакомством с моделью будущего «АвтоЗАЗа», которой с некоторыми оговорками можно считать варшавскую Fabryku Samoсhodow Osobowych и ее «Полонез».

Польский плацдарм второй азиатской волны

Политика корпорации Daewoo, третьей в рейтинге корейских автопроизводителей после Hyundai и Kia, - только часть «корейского» бума, о котором заговорили еще в 80-х. Высокая стоимость производства и насыщенность рынка в самой Корее вынуждают корейские компании активно искать место на других рынках. Хотя конкурировать с технологиями компаний США и Японии им пока сложно, многие в Европе и Америке уже высказывают опасения по поводу глобальных планов и агрессивной логики бизнеса корейцев, припоминая, что 15-20 лет назад японские компании вели себя похоже.

Все основные показатели деятельности корпорации рассчитаны до 2000 года. Ее стратегия предполагает создание к началу века 600 филиалов, СП и подразделений и получение от их деятельности дохода в 200 миллиардов долларов.

В автомобилестроении Daewoo планирует к началу нового века войти в десятку мировых производителей, взлетев с 24-й позиции, которую корпорация занимала в 1994 году по классификации Американской ассоциации производителей автомобилей.

С января 1998 года Daewoo собирается прийти на автомобильный рынок США - с автомобилями «компакт»-класса, делая ставку на небогатого студенческого потребителя.

В качестве основного европейского плацдарма Daewoo избрала Великобританию (проданные там в прошлом году 18 тыс. автомобилей превзошли ожидания корейцев), а в качестве центральноевропейского - Польшу. Отчасти этот выбор, видимо, определялся геополитическим положением страны, отчасти - стремлением опередить основного конкурента - GM, но и во многом - политическим расчетом. Предложения Daewoo пришли вовремя для тогдашнего президента Леха Валенсы, готовившегося к выборам и, как говорят в Варшаве, стремившегося подписать соглашение во что бы то ни стало.

Взамен на обещания инвестировать до 2000 года 1,12 миллиарда долларов и сделать Польшу своим плацдармом председатель корпорации Ким У Джунг получил двухлетние налоговые каникулы, возможность повышать свою долю в собственности создаваемых СП (в Польше государство оставляет за собой всего около 9%), а другие импортеры - повышенные импортные пошлины на ввоз автомобилей аналогичного класса.

Корпорация Daewoo выбрала Польшу еще и потому, что страна - хороший кандидат на членство в Европейском союзе, а это откроет для корейского партнера дополнительные возможности. В организации кооперации между СП в Польше, Чехии, Румынии и Украине учитывается фактор центральноевропейского соглашения о свободной торговле CEFTA.

Кормилец - риск

Daewoo в своей концепции проникнования на рынки делает особую ставку на развивающиеся экономики, которые среднестатистический инвестор обходит тридцатой дорогой. Там, где большинство видит сплошные риски для своего бизнеса, Daewoo усматривает огромные перспективы, чем подкупает неизбалованных будущих партнеров.

Особая роль здесь отводится личности председателя - главы корпорации Ким У Джунга, который благодаря личному обаянию и неутомимости в выборе маршрутов деловых поездок и аргументов умеет вовремя оказаться за нужным столом для переговоров. Говорят, именно присутствие за столом для переговоров лично г-на Кима привело к тому, что варшавская Fabrykа Samoсhodow Osobowych теперь имеет СП не с General Motors.

Председатель Ким основал Daewoo Group в 1967 году с 10 тысячами долларов капитала и начал с производства рубашек для экспорта в США. Деятельность в последующие 10 лет принесла ему репутацию вундеркинда от экономики, сотни миллионов прибыли; сфера интересов компании расширилась и охватила торговлю, строительство, автомобиле- и судостроение.

В те годы, когда корейское правительство оказывало финансовую и прочую поддержку развивающемуся бизнесу своей страны, г-н Ким, видимо, и смог убедиться в важности для бизнеса моральной и материальной поддержки государства. Тогда же была отработана методика приобретения «больного» предприятия и его «оздоровления».

Особая роль в этом процессе отводится созданию льготного режима деятельности. К примеру, в Узбекистане СП получило 5-летние налоговые каникулы, а автомобильные дилеры - повышение с 40 до 60% акцизного сбора на импорт автомобилей аналогичного класса.

Активы

Фактически присутствуя в Европе с 1995 года, к концу 1997-го Daewoo имеет: в Польше - 70% участия в заводе Daewoo-FSO, причем к 2001 году планирует довести свою долю до 90,5% и инвестировать 1,5 млрд. долларов; 73,4% СП в Люблине, где производится серия легких грузовиков, инвестиция - 500 млн. долларов; 40% в производящем дизельные двигатели СП WSW Andoria, инвестиция - 130 млн. долларов. Действует целая сеть дочерних фирм, СП, поставщиков, станций техобслуживания.

В Румынии Daewoo имеет 51% в СП Automobile Craiova SA, обещаны инвестиции в 552 млн. долларов. Здесь уже организована «отверточная» сборка легковых автомобилей, а в будущем планируется организовать производство двигателей и коробок передач.

В Чехии СП Daewoo-AVIA производит грузовые автомобили. 217 миллионов долларов уже инвестированы в модернизацию сборочной линии и 340 млн. обещаны в течение последующих пяти лет. Доля корейцев - 50,2%.

С Узбекистаном Daewoo создала сборочное СП с равными долями участия и инвестициями 658 млн. долларов.

Украина пока замыкает список партнеров Daewoo в Центральной и Восточной Европе. Напомню о равном распределении долей участия между Daewoo и «АвтоЗАЗом», капитале в 150 млн., обещанных до 2001 года 1,3 миллиарда долларов инвестиций и к 2004 году - мощности 255 тысяч автомобилей в год.

Никто не был уволен

К автомобильной промышленности Польши, в том числе к FSO, вместе с Daewoo присматривался ряд других автопроизводителей. Однако предпочтение было отдано корейской компании, поскольку ее предложения не ограничивались простой сборкой, но предполагали инвестиции в технологии и сохранение рабочих мест.

По воспоминаниям рабочих, корпорация Daewoo на заводе FSO в Варшаве начинала с полов - драили все, и преимущественно вручную. Сейчас, по прошествии двух лет, Daewoo-FSO внешне более похож на среднеевропейский автомобильный завод, чем на результат социалистической системы хозяйствования.

Особая гордость корейцев - на Daewoo-FSO из 20340 специалистов было уволено всего 435 человек, а на заводе в Люблине численность работающих даже увеличилась на 485 человек. Примерно каждый десятый специалист прошел стажировку в Южной Корее.

Корейцы, судя по польскому примеру, удивительно легко ассимилируются в другой культурной среде. Стремясь узнать как можно больше о своих партнерах по бизнесу, они настойчивы во внедрении своих постулатов - уважение к старшему и труд. На заводе вам могут рассказать отдельные истории о том, как корейцы боролись с перекурами и «несунами».

Работают на заводе в две смены - с 6.00 до 14.00 и с 14.00 до 22.00, за 400-500 долларов в месяц в среднем, что для Польши, пожалуй, будет тем же, что обещанный для рабочих «АвтоЗАЗа» уровень зарплат в 0-250. Мне долго рассказывали о системе социальных гарантий, но ничего особенного, кроме разве медицинского центра Daewoo, мне не приглянулось.

Русские сопротивляются. Пока

Многие считают, что Россия в экономическом развитии опережает Украину где-то на два года. Ситуация, сложившаяся сейчас на крупнейшем российском производителе легковых автомобилей - «АвтоВАЗе», - с оговорками, может рассматриваться как вариант развития событий, когда завод отвергает предложения иностранного инвестора.

Руководство завода активно сопротивляется предложениям Daewoo, присматривающейся к предприятию еще с 1994 года. Председатель совета директоров АО «АвтоВАЗ» Владимир Каданников в интервью «Интерфаксу» изложил свои аргументы: «Они хотят ввезти в Россию беспошлинно энное количество автомобилей, заработать на этом деньги, а потом на них купить наш завод - то есть за счет российского же покупателя. В реконструкцию и строительство мощностей они намерены вложить не собственные, а заемные средства. Причем за этот кредит должно расплачиваться само предприятие».

Также, по словам г-на Каданникова, Daewoo ставит условие сократить персонал завода, заморозить зарплату, предоставить налоговые льготы на 15 лет. «Мы принимали и будем принимать меры, чтобы это не было реализовано никогда».

Наконец-то договорившемуся с правительством о погашении почти 3-триллионного долга в течение 10 лет под четверть учетной ставки - 6%, «АвтоВАЗу» предстоит ежемесячно дополнительно к текущим платежам (а это около 500-700 млрд руб.) платить еще около 24 млрд. руб. плюс проценты.

По прогнозам руководства, чтобы выплатить долги, необходимо продавать не менее 720 тысяч автомобилей в год. При сохранении нынешней платежеспособности продать на «АвтоВАЗе» рассчитывают не менее 700 тыс. машин. Остается открытым целый ряд «внутренних» вопросов - от средств на модернизацию производства до выплаты зарплаты. Некоторые эксперты уже предсказывают повторение ситуации со «Связьинвестом»…

Поехали

Daewoo не просто скупает нестабильные предприятия. Значительные средства вкладываются в инженерную мысль. С 1992 года компания практически утроила количество инженерных работников, доведя ее 3 тысяч человек. Большая часть новых автомобилей разрабатывается в техническом центре в Вортинге (Великобритания), который Daewoo приобрела в 1994 году. В этом центре, говорят, инженеры разбирали «Фиаты», «Рено» и другие модели по запчастям, детально изучая их.

Три модели, с которыми Daewoo пришла на европейский рынок и с 1 января 1998 года попытается прийти на американский, - воплощение среднеевропейских представлений о дизайне, мощности и безопасности автомобилей этого класса.

Nubira, базовая модель которой будет стоить около тысяч и которую на «АвтоЗАЗе» к 2000 году собираются производить в количестве 145 тысяч в год, - результат материализации более ста тысяч идей в отношении того, как должен выглядеть семейный автомобиль среднего класса. Так говорят на Daewoo.

С рабочим объемом двигателя 1,6 л (106 л.с.) машина разгоняется до 100 км за 11 секунд, с 2 л (133 л.с.) - за 9 с. Показатель, достойный Volvo. Название Nubira, в переводе с корейского - «шествующая по миру», воплощает планы создателей если не покорить, то максимально продвинуть изделие в своем классе.

При испытаниях на скорости около 160 км в час мне не пришлось наблюдать скрип, тарахтение и вибрацию, которыми, как говорят, грешили автомобили сборки Daewoo-GM конца 80-х - начала 90-х. Не было и стойкого химического запаха в салоне.

Меня особо интересовали достижения в области безопасности. За воздушные подушки придется платить дополнительно. Зато повышенная прочность кузова, специальная высокопрочная сталь на нужных деталях, а также особо укрепленные двери будут уже в базовой модели.

Сборку автомобилей первой модели Daewoo, разработанной без участия GM (в прежних некоторые части были разработаны совместно с GM и Honda), - Lanos, класс «компактов», планируется довести в 2000 году в Украине до 45 тысяч. Модификации - от 3 до 5 дверей, рабочий объем - 1,4 и 1,5 л, соответственно 75 и 86 л.с. Модель «дополнит» на рынке модернизированную «Таврию» (план - 80 тысяч в 2000 году).

Leganza сделана как машина «верхнего среднего» класса, призванная объединить элегантность и комфорт. 16-цилиндровый двигатель, 2 л, 133 л.с., и этим многое сказано. Можно выбрать между ручной 5-ступенчатой коробкой передач и 4-ступенчатым «автоматом» германской разработки. К 2000 году планируется собирать 5 тысяч, которых все равно не хватит, если к тому времени подоспеет кампания по пересаживанию наших чиновников на почти наши автомобили.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно