Апрельский кризис, связанный с поставками "грязной" российской нефти, показал ряд важных аспектов и, возможно, открыл для Украины некоторые перспективы. Во-первых, обратим внимание на действия европейских получателей российской нефти. Они спокойно проходят этот кризис, вскрыв свои нефтяные резервы. В Украине уже восемь лет ведут обсуждение законопроекта о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов, и неизвестно, когда документ попадет в парламент и будет проголосован.
Об этом в своей статье для ZN.UA пишет Сергей Куюн, директор ООО "Консалтинговая группа А-95". По его мнению, "Укртранснафта" и НАК "Нафтогаз Украины" в целом могли бы стать локомотивом этого процесса, имея базовую инфраструктуру.
"Во-вторых, белорусы снова задумались о необходимости альтернативных поставок нефти. В 2024 г. российская нефть для них будет поставляться на рыночных условиях, и у альтернативы появляется шанс. Украинский маршрут с подъемом нефти в Южном/Одессе до Бродов и далее в Мозырь готов к работе в любой момент. Все предложения у белорусов есть, говорят в "Укртранснафте", - отмечает эксперт. - В-третьих, хромающее качество российской нефти и европейские директивы добавляют привлекательности поставкам нефти по маршруту Одесса-Броды и далее по "Дружбе" в Европу. Это может быть азербайджанское, иранское и казахстанское сырье, которое сегодня "поднимается" в Центральную Европу с побережья Адриатического и Средиземного морей".
Автор подчеркивает, что все эти перспективы требуют уверенности в украинском маршруте, который за последние 15 лет такой репутации не создал. Апрельский кризис станет хорошим тестом на гибкость и профессионализм.
Подробнее о "грязной" российской нефти читайте в статье Сергея Куюна "Испорченная "Дружба"" в еженедельнике "Зеркало недели. Украина".