В Украине до сих пор не существует единой системы законодательства, регулирующей строительное или градостроительное право. При этом действуют 22 закона, определенным образом регулирующие отрасль, которые были написаны в разное время и несут разную идеологию, однако создание именно так называемого «Градостроительного кодекса» может определенным образом урегулировать направление, считает член парламентского Комитета по вопросам организации государственной власти и местного самоуправление, глава подкомитета по вопросам градостроительства, благоустройства и земельных отношений Анна Бондарь.
«Должна быть концепция и целостная идеология, регулирование отрасли единственным крупным документом. А не «закон о внесении изменений в закон о внесении», потому что это очень сложно читается, невозможно объяснить. Кодекс – это систематизация, гармонизация с Европой, единая идеологическая рамка и создание правил отрасли», - заявила она в интервью ZN.UA.
Бондарь рассказала, что сейчас в рабочую группу по наработке предложений в кодекс входят около трех сотен экспертов, однако далеко не все активно включены в процесс. При этом депутат уверена, что такая большая «рабочая группа» не означает, что ее члены не придут к общей позиции.
«Я мечтаю о консенсусе, который может быть достигнут коллективным разумом. Мы стараемся вытащить людей из собственного профессионального пузыря с личными интересами и создать условия, чтобы они подумали об общем. Поэтому большая группа – это не риск. Это – уменьшение риска, что чья-то «хотелка», нацеленная на достижение личного интереса вопреки общему, пройдет», - отметила она.
Бондарь подчеркнула, что краеугольным камнем повышения качества в строительной отрасли является развитие профессионального самоуправления. Особенно с учетом того, что значительное количество городов Украины сокращаются, а война еще ухудшила ситуацию.
Она добавила, что в развитых странах активное участие в процессе градостроительства принимают жители, и именно местные власти создают все условия для того, чтобы жители были удовлетворены.
«Что это значит? Усиление субъектности общественности (например, расширение полномочий ОСН в сфере городского планирования), расширение видов участия общественности и децентрализация в сфере градостроительства, которая была начата, но не завершена. Ужесточение genius loci каждого города через возможность устанавливать индивидуальные правила игры. …В нашей отрасли это, прежде всего, местные органы власти, потом региональные, и только потом — государственные. Естественно, эти принципы теперь нужно наложить на украинские реалии. Предугадать «болезни роста», риски и обретенное многими свойство «порешат». Возможно, некоторые реформы нужно делать в несколько этапов, учитывая риски», – прогнозирует депутат.
Бондарь признает, что в данный момент не может гарантировать, что Градостроительный кодекс будет иметь идеальные для развития украинских городов в украинских реалиях законы, однако отмечает, что существующую систему нужно изменить, иначе решить проблему не получится.
«Уже сейчас я могу сказать, что никому не удастся занести кому-то за нужные правки. Я в комитете это отмечала, когда мы презентовали ориентировочный план действий. В идеале это консенсус. Если консенсуса нет относительно какого-либо пункта, то голосует рабочая группа. Если и там нет согласия — обратимся в Европу. Если Европа говорит по-разному, то мы можем написать две гипотезы в концепции. Дальше будет рассмотрение депутатами в комитете, а дальше голосование в зале. Механизмы прямой демократии», - описывает план действий депутат.
На вопрос, удастся ли действующему составу парламента одобрить такой объемный документ еще до конца каденции, Бондарь говорит, что в результате не может ничего спрогнозировать наверняка.
«Мы поставили себе в общей сложности два года работы, что для кодекса мало. Нужно, по меньшей мере, четыре», - отмечает она, не исключая, что наработки рабочей группы могут перейти по наследству парламентариям-преемникам.
Очевидно, если кодекс будет принят, нас будут критиковать, что мы не посмотрели на 10 лет вперед. Я понимаю это. Но если новые депутаты будут чувствовать изменения и быстро их внедрять, это отлично. Даже если будет ряд законов, основанных на концепции кодекса с правильной идеологией, это тоже не страшно. Более того, все настоящие реформы проходят такой путь», - резюмировала она.
О том, что должен изменить Градостроительный кодекс и на каком этапе сейчас его разработки, какие риски для государства несет скандальный законопроект №5655, какая судьба его ждет и на чем должно основываться послевоенное восстановление Украины, читайте в интервью Александра Салиженко и Виктории Олейник с Анной Бондарь : «Законопроект №5655 усиливает крупных застройщиков, являющихся бизнес-партнерами министерства. Это не реформа».