В Верховной Раде зарегистрированы проекты законов Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по оценке эффективности и результативности деятельности налоговых органов» (реестр. №12359 от 25.12.2024) и «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины по оценке эффективности и результативности деятельности таможенных органов» (реестр. №12360 от 25.12.2024). Целью этих законодательных инициатив указано введение ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators — КРІ) для фискальных органов Украины. Но какой может быть настоящая цель игры законотворцев во введение KPI, в частности для налоговиков?
Инициаторами законопроектов являются глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев вместе с другими народными депутатами.
10 апреля оба законопроекта были рекомендованы профильным комитетом ВР ко второму чтению с учетом поправок и предложений. Сейчас законопроект №12359 в ряде интервью последних месяцев в разных СМИ продвигается главой профильного комитета парламента.
Попытка номер...
Предыдущая попытка ввести KPI для налоговых органов — законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по оценке эффективности работы налоговых органов» (реестр. №9471 от 10.07.2023; инициатор — премьер-министр Украины Денис Шмыгаль). Этот законопроект даже был включен в повестку дня Верховной Рады под №3939-IX от 03.09.2024, но так и остался без движения.
Но и эта попытка не была первой. Первая попытка имела место девять лет назад. В 2016 году Министерство финансов через собственный Офис реформ совместно с МВФ и Институтом налоговых реформ разработало ключевые показатели эффективности в реформе Государственной фискальной службы вместе с определенными стратегическими целями и задачами на 2016–2017 годы. Такие KPI, после их утверждения 27.09.2016, министр финансов Александр Данилюк прислал главе ГФС Роману Насирову. Отдельный закон для этого тогда не понадобился.
О нецелесообразности введения KPI
Ежегодно Государственная налоговая служба (как до этого ГФС, МДС (министерство доходов и сборов), ГНА) утверждает соответствующие ежегодные планы мероприятий по реализации стратегических целей деятельности ГНС и ежемесячно обнародует отчеты об их выполнении.
Ничто не мешает определять соответствующие КРІ в подобных планах деятельности и оценивать их достижения в соответствующих отчетах о выполнении.
Ничто не мешает использовать такие КРІ для оценки должностных лиц согласно положениям статьи 44 Закона №889 «О государственной службе» и в Порядке проведения оценивания результатов служебной деятельности государственных служащих, определенного постановлением Кабинета министров от 23.08.2017 №640. Всех госслужащих согласно закону о госслужбе ежегодно оценивают по результатам их деятельности, в частности «на основании показателей результативности, эффективности и качества» (пункт 2 статьи 44).
Несостоятельность Минфина и ГНС эффективно использовать существующие инструменты оценки деятельности должностных лиц налоговых органов вряд ли можно преодолеть, приняв законопроект №12359.
Такое мнение подтверждается и положениями Национальной стратегии доходов до 2030 года (НСДУ). При этом Государственная налоговая служба уже обязана:
- усовершенствовать управление эффективностью персонала ГНС, в том числе путем разработки, тестирования и внедрения автоматизированного мониторинга выполнения задач и ключевых показателей эффективности, результативности и качества деятельности (на протяжении 2024–2026 годов);
- пересмотреть задачи и ключевые показатели эффективности, результативности и качества деятельности для государственных служащих (в течение квартала после поступления НСДУ в ГНС) (меры 4, 7 подраздела 4.2.4(b) «Усовершенствование кадровой политики ГНС» НСДУ).
То есть задачи и KPI для налоговой уже где-то и каким-то образом должны были быть и только нуждаются в дальнейшей доработке и автоматизации их мониторинга.
Также Программа по управлению государственными финансами Украины (EU4PFM) совместно с МВФ сообщают, что в последние годы разрабатывают для ГНС, Гостаможслужбы и Минфина матрицы общих и функциональных компетенций. Причем без принятия отдельного закона по этому поводу.
Подобные матрицы компетенций, среди прочего, могут использоваться и для определения и оценки разных личных KPI. Для этого, в частности, тестировались и элементы инструмента оценивания работы служащих в формате «360 градусов».
Устаревшая управленческая практика
KPI является только одной из многочисленных управленческих практик. Иногда вместо слова «практика» используются слова «система», «методология», «процесс», «модель» или «концепция». Управленческие практики эволюционируют и становятся более разнообразными.
К тому же KPI уже устаревшая практика, берущая свое начало еще в книге Питера Друкера «Практика менеджмента» от 1954 года. В ней он ввел термин и концепцию «управление по целям» (Management by Objectives, MBO).
Кроме того, эта практика имеет ряд недостатков, особенно по оценке эффективности деятельности специалистов, которые занимаются интеллектуальной работой и к которым в нашем случае можно отнести и налоговиков. Об этом в своих многочисленных работах отмечал и П.Друкер.
Идея о показателях деятельности в дальнейшем была трансформирована и включена в более современную и комплексную практику «сбалансированная система показателей» (Нортон и Каплан, 1992, Balanced Scorecard, BSC). Но и практику BSC, с учетом ее сложности, в последнее десятилетие заменяют новейшей практикой «цели и ключевые результаты» (Нивен и Ламорт, 2016; Дорр, 2018; Веллор, 2023; Objective and Key Results, OKR), в которой концепция ключевых показателей, ее содержание и сам процесс определения изменены на «ключевые результаты».
Отдельные органы государственной власти (Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции (НАПК), Минцифры, Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку) уже пытаются применять или начинают внедрять практику OKR. Замечу, что при этом ни один из органов госвласти на протяжении последних многих лет ни разу не поднимал вопрос необходимости принятия отдельного закона для внедрения им отдельных управленческих практик.
НАПК — пионер во внедрении OKR среди отечественных органов госвласти. Минцифры в 2024 году перехватило эту инициативу для собственных потребностей. Вице-премьер-министр — министр цифровой трансформации Михаил Федоров в своем выступлении на форуме Forbes Tech 22 ноября 2024 года даже высказал пожелание, чтобы Минцифры стало примером для других министерств и ведомств во внедрении передовых инструментов цифровой трансформации и инноваций, в том числе и OKR.
Я лично предложил бы органам государственной власти не ограничиваться только OKR (или и KPI), а, не ожидая принятия отдельных законов, также внедрять в деятельность другие управленческие практики. Это бы позволило существенно повысить эффективность органов госвласти, что в нынешних условиях является одним из условий успешного существования нашей страны.
Подмена реальной перезагрузки ГНС?
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что законопроект №12359 политически мотивирован, а его продвижение является лишь некоторой имитацией и попыткой отвлечь внимание от необходимости реально перезагрузить ГНС и подменить реальный закон о такой перезагрузке.
Напомню, уже более двух лет не двигается проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины по установлению особенностей прохождения службы в налоговых органах и проведению аттестации должностных лиц налоговых органов» (реестр. №9243 от 26.04.2023). Первым в списке инициаторов этого закона также является Д.Гетманцев. И этот законопроект, кроме прочего, использует понятие «личные ключевые показатели эффективности».
И законопроект №12359 может подменить и окончательно похоронить или как минимум на неопределенное время отложить принятие законопроекта №9243, а значит, и реальную перезагрузку Государственной налоговой службы. Он может стать формальным выполнением, имитацией нашей властью учета требований внешних доноров по реформированию деятельности налоговых органов. Тогда, кажется, это станет большой ошибкой для нашего государства.
