КОЛЕСО НА КОЛЕСЕ

23 мая, 2003, 00:00 Распечатать

Преимущества контрейлерного движения, то есть перевозки большегрузных автопоездов по железной дороге на специальных платформах, известны давно, они бесспорны...

Преимущества контрейлерного движения, то есть перевозки большегрузных автопоездов по железной дороге на специальных платформах, известны давно, они бесспорны. Прежде всего — это улучшение экологической ситуации на дорогах, а также безопасности в результате значительной разгрузки автомагистралей. Это гарантированная доставка груза вопреки шалостям погоды, настроениям таможенников и прочим неожиданностям, подстерегающим водителя в дороге. И, наконец, это комфорт водителя, уютно расположившегося в купейном вагоне почти по солдатскому принципу: поезд едет — груз доставляется. По мнению логистиков, контрейлерные перевозки становятся рентабельными при расстояниях более 300 км.

На Западе к таким перевозкам пришли давно, даже несмотря на изобилие у них первостатейных автобанов. А возможно, именно благодаря этим автобанам, покрытие которых расчетливые буржуи не желают портить многотонными фурами. Причем настолько не желают, что даже придумали специальное законодательство, запрещающее движение большегрузных автопоездов в выходные и праздничные дни, а также при температуре выше 25 градусов Цельсия. Дело в том, что при такой температуре асфальт размягчается, и камион своими траками может нарушить идеальную гладкость покрытия. При таких жестких условиях и не захочешь, а полезешь на платформу: груз-то доставить нужно! Тем более что при этом часть расходов автомобильной экспедиторской компании по перевозке трейлера по железной дороге государство берет на себя — во имя сбережения чистого воздуха и гладкого автобана.

У нас дела обстоят, понятное дело, далеко не так. Государство дотировать ничего не в состоянии в принципе, экология мало кого волнует, а автобанов отродясь не было. Впрочем, даже большое количество автобанов делу не поможет, а скорее навредит. По Европе бродит призрак бельгийцев, которые в порыве урбанистической лихорадки лихо закатали страну в асфальт. И теперь лицензии на отстрел одного зайца там приходится дожидаться пять лет.

Мы пока, слава Богу, далеки от этого.

Однако контрейлерные перевозки для нашей страны не новость. С инициативой сохранения таким образом окружающей среды выступил Минтранс. Первые опыты по перемещению автопоездов на специальных железнодорожных платформах относятся еще к 1996 году. Тогда перевозки проводились по маршрутам Днепропетровск — Захонь (Венгрия) — Киев и Луганск — Катовице (Польша) — Киев.

Сегодня в распоряжении Государственного центра транспортного сервиса «Лиски», который и специализируется на контрейлерных перевозках, — 80 специализированных платформ. Способных перевозить не только автопоезда, но и традиционные контейнеры. Сформированный из таких платформ регулярный контрейлерный поезд Ильичевск—Клайпеда со звучным названием «Викинг» доказал состоятельность самой идеи. А подтвердил это доказательство следующий поезд — «Ярослав», соединивший Киев с польским Славкувым по широкой колее, построенной когда-то для доставки в Польшу металлургического сырья. И на сегодняшний день в направлении Польши «Ярослав» перевез 160 фур с транзитными грузами.

Нужно отметить, что «Ярослав» превзошел все ожидания украинских железнодорожников. По техническим условиям Польши их участок дороги может пропустить состав только из тридцати вагонов, да и то со скоростью не более 22 километров в час. А на каждый рейс «Ярослава» в коммерческой службе «Лисок» собирается до 70 заявок от экспедиторских фирм, желающих стать пассажирами контрейлерного поезда. Это уже само по себе свидетельствует как о популярности подобного рода перевозок, так и о фактическом возникновении нового вида услуг, которые предоставляет «Укрзалізниця», а также о новой транспортной традиции. Кстати, пока ни в одной стране бывшего Союза контрейлерных перевозок не существует в принципе.

Однако сам собой напрашивается вопрос: спасут ли положение с экологией и загруженностью наших забитых и разбитых дорог 30 автомобилей, еженедельно отправляющихся в путь по железной дороге? Стоит ли игра свеч?

— Безусловно, стоит! — убежден директор Государственного центра транспортного сервиса «Лиски» Виктор Кушнирчук. — Во-первых, это только начало, причем довольно удачное, если принять во внимание то количество заявок, которые мы пока не можем удовлетворить из-за ограниченных технических условий нашего контрагента. Правда, сейчас ведутся переговоры о пуске хотя бы еще одного поезда в неделю. Но, конечно, последнее слово за нашими польскими партнерами.

На очереди — комбинированный поезд Одесса—Санкт-Петербург, который будет способен перевозить как обычные контейнеры, так и автопоезда. Хотя здесь, несмотря на то, что переговоры об открытии маршрута ведутся уже довольно давно, есть свои сложности. Это ценообразование контейнерных перевозок, которых в практике МПС России не существует в принципе. Судя по всему, чтобы урегулировать проблему с россиянами придется обращаться за помощью в межгосударственную тарифную комиссию.

Не дает покоя еще один вопрос: почему мы кинулись сразу за границу, а не наладили сперва контрейлерные перевозки внутри страны? Ведь и у нас немало расстояний, превышающих порог рентабельности в 300 километров. Ответ до банальности прост: почти 90 процентов среди автоперевозчиков в стране — мелкие фирмы, работающие по предельно демпинговым ценам и готовые хаотично перевозить что угодно и за сколько угодно. Где уж тут платить еще и за железнодорожное путешествие! Хотя положение может резко измениться с появлением платных (!) магистралей и соответствующего законодательства по образцу западного. Тогда и частники мелким оптом двинутся в сторону железной дороги. Такой законопроект уже зреет в недрах «Укрзалізниці» и к середине года будет готов к рассмотрению в парламенте.

В общем, положение не безнадежно. Скажем, «Лиски» готовы снаряжать контрейлерные поезда и в Ковель, да и в другие регионы. Более того, экспедиторские предприятия Львова, Харькова, Донецка, других областных центров даже обижаются на то, что контрейлерные поезда формируются только в Киеве и Одессе, и со своей стороны готовы гарантировать высокую степень загрузки своих составов. Однако по объективным причинам, нам уже известным, возможности контрейлерного движения по Украине пока ограничены. Надеемся, ненадолго.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно